Информационный поток внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия на процесс суверенизации российской системы общего образования
DOI: 10.22394/2071-2367-2025-20-2-57-74 EDN ZPEPUT
Ключевые слова:
внешнее информационное давление, суверенизация системы образования, информационный поток, социальные медиа, сетевой анализ, киберметрияАннотация
Цель статьи – представить результаты исследования оценки информационного потока внешнего давления на политику суверенизации российской системы общего образования.
Под суверенизацией национальной системы образования понимается формирование единого образовательного пространства, основывающегося на применении россиецентричной модели в содержании процесса образования. Алгоритм сбора и анализа и верификация данных включает когнитивное картирование 600 цифровых документов исследуемой тематической направленности. Сбор маркеров
и автоматизированный социально-медийный анализ проводился в период с 1 марта 2022 года по 1 апреля 2025 года.
Выявлено, что анализируемый информационный поток внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия носит управляемый характер. Целью подобного воздействия служит формирование негативного восприятия проводимой государством политики. В исследовании представлены результаты социально-медийного анализа и составлено семантическое ядро информационного потока внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия на суверенизацию российской системы общего образования.
Авторами также структурированы риски, связанные с использованием цифровых технологий в общественном развитии. Отмечается необходимость мониторинга создателей алгоритмов, настраивающих контент под актуальные потребности и предпочтения аудитории. Указывается, что цифровые платформы стали главным инструментом управляемой и намеренной дестабилизации политической власти.
В результате исследования анализ социального графа цифровой инфраструктуры внешнего информационного давления демонстрирует разветвленность сформировавшейся структуры, опирающейся главным образом на СМИ-иноагенты и зарубежные СМИ на русском языке, являющиеся основными авторами дискредитирующего контента. Полученные результаты важно учитывать для продуктивного противодействия внешнему информационно-психологическому воздействию на национальную систему образования.
Библиографические ссылки
Развитие методологии и методики интеллектуального поиска цифровых маркеров политических процессов в социальных медиа / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Д. Н. Карзубов, А. В. Синяков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2017. – № 5(141). – С. 79-104. – DOI 10.14515/monitoring.2017.5.06. – EDN YLYNYL.
Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В. Дискурсы внешнего инфор-мационного давления в Крымском и Севастопольском сегментах Рунета: особен-ности, адресаты, конфликтогенный потенциал. // Политическая наука. № 3. 2020.
С. 243-265. DOI: 10.31249/poln/2020.03.11 – EDN YFVBTI.
Жевлакович С.С. К вопросу о суверенизации национальной системы образо-вания // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. №3. С. 127-135. – DOI 10.24412/2658-638X-2022-3-127-135. – EDN IMYOVH.
Лайнбаджер П. Психологическая война. Теория и практика обработки мас-сового сознания / М.: Центрполиграф, 2013., 445 с.
Лукушин В.А. Внешнее информационное давление на российскую молодежь как инструмент глобального противоборства // Общественные науки и совре-менность. 2023. №3. С.68-82. DOI: 10.31857/S086904992303005X – EDN GHVNCJ.
Попова А.В. Образовательный суверенитет России: к вопросу о содержатель-ной характеристике уникальной национальной системы образования // Пробле-мы современного образования. 2024. №2. С. 82-91 – DOI 10.31862/2218-8711-2024-2-82-91. – EDN OGRNVR.
Святогорова А.Э., Сорокина Е.В. Конституционно-правовые основы реализа-ции образовательного суверенитета // Юридическая наука. 2023. №10. С. 137-141. – EDN SIJKQM.
Склярова Н.Ю., Бродовская Е.В. Суверенизация национальной системы обра-зования и воспитания в оценках молодежи, обучающейся в педагогических ссузах и вузах РФ // Власть. 2023. №2. С. 9-14. – DOI 10.31171/vlast.v31i2.9516. – EDN XJRNQA.
Шмидт Э., Коэн Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь лю-дей, модели бизнеса и понятие государства. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 368 с
Aneesh A. Virtual migration: the programming of globalization. / Durham: Duke University Press, 2006. 194 p.
Howard Ph. N., Parks M. R. Social Media and Political Change: Capacity, Con-straint and Consequence // Journal of Communication. 2012. No. 62. P. 359-362.
Kwet M. Digital colonialism: US empire and the new imperialism in the Global South / Race & Class. 2019. № 40(4). P. 3-26
Molander R.C., Riddile A.S.,Wilson P.A. Strategic information warfare: a new face of war., Santa Monica, 1996, 118 p.
Nightingale D.J., Cromby J. Social Constructionist Psychology: A Critical Analysis of Theory and Practice / Maidenhead: Open University Press, 1999. 236 p.
Rona T. Weapon Systems and Information War. Boeing Aerospace Co., Seattle, WA, 1976., 50 p.
Vromen A. Digital Citizenship and Political Engagement / London: Palgrave Macmillan, 2017., 278 p.
References:
Brodovskaya, E.V., Dombrovskaya, A.Yu., Karzubov, D.N. and Sinyakov,
A.V. (2017) Development of the methodology and techniques of intellectual search for digital markers of political processes in social media. Monitoring. no. 5 (141),
P. 79-104. DOI: 10.14515/monitoring.2017.5.06. (In Russ).– EDN YLYNYL.
Brodovskaya, E.V., Dombrovskaya, A.Yu. and Pyrma, R.V. (2020) Discourses of ex-ternal information pressure in the Crimean and Sevastopol segments of the Runet: fea-tures, addressees, conflict potential. Political Science. no. 3, P. 243-265. (In Russ). – DOI: 10.31249/poln/2020.03.11– EDN YFVBTI.
Zhevlakovich, S.S. (2022) On the issue of sovereignty of the national education sys-tem. Psychology and pedagogy of service activities. no. 3, P. 127-135 (In Russ). – DOI 10.24412/2658-638X-2022-3-127-135. – EDN IMYOVH.
Linebadger, P. (2013) Psychological warfare. Theory and practice of processing mass consciousness. M .: Centerpoligraf, 445 p. (In Russ).
Lukushin V.A. (2023) External information pressure on Russian youth as an instru-ment of global confrontation. Social Sciences and Modernity. no. 3, P. 68-82.
(In Russ).– DOI: 10.31857/S086904992303005X
Popova A.V. (2024) Educational Sovereignty of Russia: On the Substantive Charac-teristics of the Unique National Education System. Problems of Modern Education. no. 2, P. 82-90 (In Russ). – DOI 10.31862/2218-8711-2024-2-82-91. – EDN OGRNVR.
Svyatogorova A.E. and Sorokina E.V. (2023) Constitutional and Legal Foundations for the Implementation of Educational Sovereignty. Legal Science. no. 10, P. 137-141. (In Russ).– EDN SIJKQM.
8. Sklyarova N.Yu. and Brodovskaya E.V. (2023) Sovereignty of the National Sys-tem of Education and Upbringing in the Assessments of Young People Studying in Peda-gogical Colleges and Universities of the Russian Federation. Power. no. 2, P. 9-14. (In Russ).– DOI 10.31171/vlast.v31i2.9516. – EDN XJRNQA.
Schmidt, E. and Cohen, D. (2013) The New Digital World. How Technologies Change People's Lives, Business Models and the Concept of the State. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 368 p. (In Russ).
Aneesh A. (2006) Virtual migration: the programming of globalization. Durham: Duke University Press, 194 p.
Howard, Ph. N. and Parks, M. R. (2012) Social Media and Political Change:
Capacity, Constraint and Consequence. Journal of Communication. no. 62, P. 359-362.
Kwet, M. (2019) Digital colonialism: US empire and the new imperialism in the Global South. Race & Class. no. 40(4), P. 3-26
Molander, R.C., Riddile, A.S. and Wilson, P.A. (1996) Strategic information warfare: a new face of war. Santa Monica, 118 p.
Nightingale, D.J. and Cromby, J. (1999) Social Constructionist Psychology: A Critical Analysis of Theory and Practice. Maidenhead: Open University Press, 236 p.
Rona, T. (1976) Weapon Systems and Information War. Boeing Aerospace Co.,
Seattle, WA, 50 p.
Vromen, A. (2017) Digital Citizenship and Political Engagement. London:
Palgrave Macmillan, 278 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Бродовская Елена Викторовна Коваленко Дмитрий Сергеевич Склярова Наталья Юрьевна

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.