Информационный поток внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия на процесс суверенизации российской системы общего образования

DOI: 10.22394/2071-2367-2025-20-2-57-74 EDN ZPEPUT

Авторы

  • Бродовская Елена Викторовна Московский педагогический государственный университет Финансовый университет при Правительстве РФ
  • Коваленко Дмитрий Сергеевич Московский педагогический государственный университет Финансовый университет при Правительстве РФ
  • Склярова Наталья Юрьевна Московский педагогический государственный университет

Ключевые слова:

внешнее информационное давление, суверенизация системы образования, информационный поток, социальные медиа, сетевой анализ, киберметрия

Аннотация

Цель статьи – представить результаты исследования оценки информационного потока внешнего давления на политику суверенизации российской системы общего образования.

Под суверенизацией национальной системы образования понимается формирование единого образовательного пространства, основывающегося на применении россиецентричной модели в содержании процесса образования. Алгоритм сбора и анализа и верификация данных включает когнитивное картирование 600 цифровых документов исследуемой тематической направленности. Сбор маркеров

и автоматизированный социально-медийный анализ проводился в период с 1 марта 2022 года по 1 апреля 2025 года.

Выявлено, что анализируемый информационный поток внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия носит управляемый характер. Целью подобного воздействия служит формирование негативного восприятия проводимой государством политики. В исследовании представлены результаты социально-медийного анализа и составлено семантическое ядро информационного потока внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия на суверенизацию российской системы общего образования.

Авторами также структурированы риски, связанные с использованием цифровых технологий в общественном развитии. Отмечается необходимость мониторинга создателей алгоритмов, настраивающих контент под актуальные потребности и предпочтения аудитории. Указывается, что цифровые платформы стали главным инструментом управляемой и намеренной дестабилизации политической власти.

В результате исследования анализ социального графа цифровой инфраструктуры внешнего информационного давления демонстрирует разветвленность сформировавшейся структуры, опирающейся главным образом на СМИ-иноагенты и зарубежные СМИ на русском языке, являющиеся основными авторами дискредитирующего контента. Полученные результаты важно учитывать для продуктивного противодействия внешнему информационно-психологическому воздействию на национальную систему образования.

Биографии авторов

Бродовская Елена Викторовна, Московский педагогический государственный университет Финансовый университет при Правительстве РФ

доктор политических наук, ведущий
специалист Всероссийского научно-методического центра «Философия образования»,главный научный сотрудник Центра политических исследований, профессор кафедры политологии, директор Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга,  SPIN: 7357-6187

Коваленко Дмитрий Сергеевич, Московский педагогический государственный университет Финансовый университет при Правительстве РФ

сотрудник научно-исследовательского отдела    стажер-исследователь Центра политических исследований

SPIN:  4227-3193

Склярова Наталья Юрьевна, Московский педагогический государственный университет

кандидат педагогических наук, директор Всероссийского научно-методического центра «Философия образования», первый проректор

SPIN:  5387-3761

Библиографические ссылки

Развитие методологии и методики интеллектуального поиска цифровых маркеров политических процессов в социальных медиа / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Д. Н. Карзубов, А. В. Синяков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2017. – № 5(141). – С. 79-104. – DOI 10.14515/monitoring.2017.5.06. – EDN YLYNYL.

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В. Дискурсы внешнего инфор-мационного давления в Крымском и Севастопольском сегментах Рунета: особен-ности, адресаты, конфликтогенный потенциал. // Политическая наука. № 3. 2020.

С. 243-265. DOI: 10.31249/poln/2020.03.11 – EDN YFVBTI.

Жевлакович С.С. К вопросу о суверенизации национальной системы образо-вания // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. №3. С. 127-135. – DOI 10.24412/2658-638X-2022-3-127-135. – EDN IMYOVH.

Лайнбаджер П. Психологическая война. Теория и практика обработки мас-сового сознания / М.: Центрполиграф, 2013., 445 с.

Лукушин В.А. Внешнее информационное давление на российскую молодежь как инструмент глобального противоборства // Общественные науки и совре-менность. 2023. №3. С.68-82. DOI: 10.31857/S086904992303005X – EDN GHVNCJ.

Попова А.В. Образовательный суверенитет России: к вопросу о содержатель-ной характеристике уникальной национальной системы образования // Пробле-мы современного образования. 2024. №2. С. 82-91 – DOI 10.31862/2218-8711-2024-2-82-91. – EDN OGRNVR.

Святогорова А.Э., Сорокина Е.В. Конституционно-правовые основы реализа-ции образовательного суверенитета // Юридическая наука. 2023. №10. С. 137-141. – EDN SIJKQM.

Склярова Н.Ю., Бродовская Е.В. Суверенизация национальной системы обра-зования и воспитания в оценках молодежи, обучающейся в педагогических ссузах и вузах РФ // Власть. 2023. №2. С. 9-14. – DOI 10.31171/vlast.v31i2.9516. – EDN XJRNQA.

Шмидт Э., Коэн Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь лю-дей, модели бизнеса и понятие государства. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 368 с

Aneesh A. Virtual migration: the programming of globalization. / Durham: Duke University Press, 2006. 194 p.

Howard Ph. N., Parks M. R. Social Media and Political Change: Capacity, Con-straint and Consequence // Journal of Communication. 2012. No. 62. P. 359-362.

Kwet M. Digital colonialism: US empire and the new imperialism in the Global South / Race & Class. 2019. № 40(4). P. 3-26

Molander R.C., Riddile A.S.,Wilson P.A. Strategic information warfare: a new face of war., Santa Monica, 1996, 118 p.

Nightingale D.J., Cromby J. Social Constructionist Psychology: A Critical Analysis of Theory and Practice / Maidenhead: Open University Press, 1999. 236 p.

Rona T. Weapon Systems and Information War. Boeing Aerospace Co., Seattle, WA, 1976., 50 p.

Vromen A. Digital Citizenship and Political Engagement / London: Palgrave Macmillan, 2017., 278 p.

References:

Brodovskaya, E.V., Dombrovskaya, A.Yu., Karzubov, D.N. and Sinyakov,

A.V. (2017) Development of the methodology and techniques of intellectual search for digital markers of political processes in social media. Monitoring. no. 5 (141),

P. 79-104. DOI: 10.14515/monitoring.2017.5.06. (In Russ).– EDN YLYNYL.

Brodovskaya, E.V., Dombrovskaya, A.Yu. and Pyrma, R.V. (2020) Discourses of ex-ternal information pressure in the Crimean and Sevastopol segments of the Runet: fea-tures, addressees, conflict potential. Political Science. no. 3, P. 243-265. (In Russ). – DOI: 10.31249/poln/2020.03.11– EDN YFVBTI.

Zhevlakovich, S.S. (2022) On the issue of sovereignty of the national education sys-tem. Psychology and pedagogy of service activities. no. 3, P. 127-135 (In Russ). – DOI 10.24412/2658-638X-2022-3-127-135. – EDN IMYOVH.

Linebadger, P. (2013) Psychological warfare. Theory and practice of processing mass consciousness. M .: Centerpoligraf, 445 p. (In Russ).

Lukushin V.A. (2023) External information pressure on Russian youth as an instru-ment of global confrontation. Social Sciences and Modernity. no. 3, P. 68-82.

(In Russ).– DOI: 10.31857/S086904992303005X

Popova A.V. (2024) Educational Sovereignty of Russia: On the Substantive Charac-teristics of the Unique National Education System. Problems of Modern Education. no. 2, P. 82-90 (In Russ). – DOI 10.31862/2218-8711-2024-2-82-91. – EDN OGRNVR.

Svyatogorova A.E. and Sorokina E.V. (2023) Constitutional and Legal Foundations for the Implementation of Educational Sovereignty. Legal Science. no. 10, P. 137-141. (In Russ).– EDN SIJKQM.

8. Sklyarova N.Yu. and Brodovskaya E.V. (2023) Sovereignty of the National Sys-tem of Education and Upbringing in the Assessments of Young People Studying in Peda-gogical Colleges and Universities of the Russian Federation. Power. no. 2, P. 9-14. (In Russ).– DOI 10.31171/vlast.v31i2.9516. – EDN XJRNQA.

Schmidt, E. and Cohen, D. (2013) The New Digital World. How Technologies Change People's Lives, Business Models and the Concept of the State. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 368 p. (In Russ).

Aneesh A. (2006) Virtual migration: the programming of globalization. Durham: Duke University Press, 194 p.

Howard, Ph. N. and Parks, M. R. (2012) Social Media and Political Change:

Capacity, Constraint and Consequence. Journal of Communication. no. 62, P. 359-362.

Kwet, M. (2019) Digital colonialism: US empire and the new imperialism in the Global South. Race & Class. no. 40(4), P. 3-26

Molander, R.C., Riddile, A.S. and Wilson, P.A. (1996) Strategic information warfare: a new face of war. Santa Monica, 118 p.

Nightingale, D.J. and Cromby, J. (1999) Social Constructionist Psychology: A Critical Analysis of Theory and Practice. Maidenhead: Open University Press, 236 p.

Rona, T. (1976) Weapon Systems and Information War. Boeing Aerospace Co.,

Seattle, WA, 50 p.

Vromen, A. (2017) Digital Citizenship and Political Engagement. London:

Palgrave Macmillan, 278 p.

Том 20 выпуск 2 2025

Опубликован

2025-04-30

Как цитировать

Бродовская, Е. В., Коваленко, Д. С., & Склярова, Н. Ю. (2025). Информационный поток внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия на процесс суверенизации российской системы общего образования : DOI: 10.22394/2071-2367-2025-20-2-57-74 EDN ZPEPUT. Среднерусский вестник общественных наук, 20(2), 57–74. извлечено от https://orelvestnik.ru/index.php/srvon/article/view/47