https://orelvestnik.ru/index.php/srvon/issue/feedСреднерусский вестник общественных наук2025-12-22T21:32:14+03:00Мироненко Надежда Викторовнаvestniksrvon@mail.ruOpen Journal Systems<p>«Среднерусский вестник общественных наук» является рецензируемым научным изданием, выпускаемым в <a href="http://orel.ranepa.ru/" target="_blank" rel="noreferrer noopener">Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ</a> (на базе Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС). Журнал издается с 2006 г.</p> <p>На страницах журнала представлены статьи по проблемам политологии, правового регулирования управленческих отношений, экономического развития регионов России, управления природопользованием в РФ, регионального и муниципального управления, продвижения интересов Российской Федерации в геополитическим пространстве.</p> <p id="mission"><strong>Миссия журнала</strong>. Предоставление возможности участвовать в обсуждении развития современного общества с позиций политологии, социологии, экономики, а также изучения правовых, образовательных, ментальных и иных аспектов, формирующих и обуславливающих развитие Центральных регионов России.</p> <p><strong>Цель</strong> — публикация оригинальных статей, обзоров и рецензий в области теории, методологии и эмпирических исследований в области социологии, политологии и экономики. Информационная площадка о политических, социологических и экономических процессах жизни регионов и изучению зарубежного опыта политического согласия, социального созидания и экономического развития.</p>https://orelvestnik.ru/index.php/srvon/article/view/244Адаптация государственной социальной политики в контексте формирования иерархо-сетевой модели управления 2025-12-22T18:29:21+03:00Виктор Викторович Люблинскийlyubl.victor@yandex.ruЛариса Викторовна Макушинаmaklav2006@yandex.ru<p><em>Традиционная парадигма социального государства базируется на расширении государственных социальных программ и перераспределении ресурсов в пользу наименее защищённых слоёв населения. Однако в современных условиях данный подход становится всё менее эффективным, в связи с чем сложившаяся модель социальной политики сталкивается с необходимостью адаптации к изменившимся экономическим и технологическим реалиям. </em></p> <p><em>Целью статьи является исследование адаптации государственной со-циальной политики в условиях геополитических и технологических трансформаций, а также обоснование формирования иерархо-сетевой модели управления. Методы. На основе политико-экономического и сравнительного анализа рассмотрены вопросы состояния и развития социальной политики и трудовых отношений в России, а также изменения в характере управления социальной политикой, в том числе в международном контексте.</em></p> <p><em>Подчеркивается важность взаимосвязи политического управления и социально-трудовых отношений, так как ключевым направлением эволюции социальной политики становится дополнение мер государственной поддержки и активизация политики инвестирования в человека. Кроме того, обосновывается переход от строгих вертикалей власти к сетевым механизмам координации, направленных на усиление влияния на устойчивость политических и совершенствование социально-трудовых отношений. </em></p> <p><em>Авторы делают вывод, что адаптация государства к новым реалиям предполагает развитие сетевых форм взаимодействия между субъектами социальной политики и выработку координированных решений, основанных на принципах социальной ответственности и инклюзивности. То есть такой политики, которая бы обеспечивала согласование интересов и гибкость управления, а также снижала доминирование авторитарных и иерархических форм управления. Предлагается использовать потенциал сетевого взаимодействия в качестве инструмента повышения устойчивости современного государства.</em></p> <p><em>Материалы исследования могут представлять значительный интерес для государственных органов власти, ответственным за разработку и реализацию социальной политики, специалистов в области социологии, экономики и политологии для понимания механизмов функционирования современной социальной политики.</em></p>2025-12-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Виктор Викторович Люблинский Лариса Викторовна Макушина https://orelvestnik.ru/index.php/srvon/article/view/245Эффективность государственной политики управления антитеррористической защищенностью объектов российской федерации в условиях гибридной войны2025-12-22T18:51:22+03:00Андрей Юрьевич Кузьмичевanku2m1ch@yandex.ru<p><em>Повышение операционной эффективности государственной политики управления антитеррористической защищенностью (далее – АТЗ) объектов является необходимым условием обеспечения национальной безопасности в условиях развязанной против Российской Федерации гибридной войны.</em></p> <p><strong><em>Цель статьи</em></strong><strong><em> </em></strong><strong><em>–</em></strong><em> посредством системного анализа институциональной среды государственной политики управления АТЗ социальных объектов выявить операционные проблемы, снижающие качество противодействия трансформирующимся террористическим угрозам в условиях гибридной войны. Областью исследования выступают государственное управление и отраслевая политика в </em><em>сфере АТЗ объектов. И</em><em>спользованы системно-кибернетический и ситуационный подходы, реализация которых предполагает применение структурно-функционального метода, метода моделирования, политико-правового и управленческого анализа, что обеспечивает комплексное рассмотрение антитеррористической защищенности объектов как сложной организационной системы и позволяет переосмыслить проблему оценки качества процессов управления на различных операционных уровнях. </em></p> <p><strong><em>Предмет исследования –</em></strong><em> государственная политика управления АТЗ объектов.</em></p> <p><strong><em>Результаты: </em></strong><em>в рамках исследования раскрывается дефиниция государственной политики управления АТЗ объектов и конкретизируется ее цель. Выявлены недостатки правового, методического, кадрового обеспечения государственной политики управления АТЗ социальных объектов и низкая эффективность функционально-бюрократической модели государственного управления АТЗ объектов, которые в совокупности снижают адаптационные возможности реагирования на трансформирующиеся террористические угрозы в условиях гибридной войны. Предложены пути совершенствования антитеррористической политики в Российской Федерации на основе функционально-бюрократической модели. </em></p>2025-12-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Андрей Юрьевич Кузьмичевhttps://orelvestnik.ru/index.php/srvon/article/view/246Факторы политической ресоциализации новых граждан России в условиях расширения политического пространства 2025-12-22T19:01:49+03:00Тамара Теймуразовна Гогишвилиtoma.gogishvili.84@mail.ruh<p>Цель - выявление основных факторов, влияющих на <em>процессы политической ресоциализации новых граждан России в условиях расширения и трансформации политического пространства. <strong>Методы</strong>. </em><em>На основе данных вторичного анализа и экспертных интервью (опрошено 30 экспертов, 2024 год) определены и систематизированы четыре уровня факторов, влияющих на процесс политической социализации новых граждан РФ: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. Глобальные вызовы (мегауровень) задают общий контекст, в то время как внутренняя социально-экономическая и ценностная консолидация (макроуровень) создает фундамент для интеграции. Целенаправленные действия институтов государства и общества (мезоуровень) являются ключевым механизмом управления этим процессом, а влияние ближайшего окружения (микроуровень) во многом определяет его индивидуальную траекторию – от успешного принятия новой гражданской идентичности до пассивного сопротивления или конфликта. Указываются институциональные и экономические меры, направленные на снижение тревожности, формирование четких и достижимых жизненных перспектив и создание условий для внутренне мотивированного, а не вынужденного, гражданского самоопределения.</em></p> <p><em>Выделены три комплексные стратегии, реализация которых позволит субъектам публичной политики нивелировать препятствия: стратегия институциональной конкретизации и публичной вовлечённости; стратегия ценностно-идентификационной консолидации и смыслового диалога; стратегия социально-экономической стабилизации.</em></p> <p><em>Стратегия ценностно-идентификационной консолидации и смыслового диалога должна быть нацелена на нейтрализацию социокультурных барьеров и деактивацию информационно-идеологического барьера через диалогичное конструирование инклюзивной гражданской общности.</em></p> <p><strong><em>Результаты</em></strong><em> исследования конкретизируют научные знания о факторах и моделях трансформации субъективного пространства политики под влиянием изменений в реальном политическом пространстве; и могут быть использованы для оптимизации технологий политики идентичности в новых субъектах России.</em></p>2025-08-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Тамара Теймуразовна Гогишвилиhttps://orelvestnik.ru/index.php/srvon/article/view/249Искусственный интеллект в креативных индустриях: модели взаимодействия и возможности применения в брендинге малых городов2025-12-22T20:45:00+03:00Ирина Вячеславовна Логунцоваloguntsova@spa.msu.ru<p><strong><em>. </em></strong><em> В условиях стремительного развития технологий и цифровой трансформации особое значение приобретает взаимодействие человека и искусственного интеллекта (ИИ) в креативных индустриях. ИИ становится не только технологическим инструментом, но и участником культурного производства, влияя на границы авторства и восприятие идентичности. </em></p> <p><strong><em>Цель –</em></strong><em> выявление моделей взаимодействия ИИ в креативных индустриях как инструмента брендинга малых городов. </em></p> <p><strong><em>Объект исследования –</em></strong><em> взаимодействие человека и искусственного интеллекта в креативных индустриях. </em></p> <p><strong><em>Предмет исследования</em></strong><em> – модели цифрового соавторства человека и ИИ, раскрывающие их влияние на формирование визуальной идентичности, являющейся частью брендинга малых городов.</em></p> <p><strong><em>Методы:</em></strong><em> междисциплинарный подход, объединяющий культурологические, экономические и технологические перспективы; использованы методы анализа научной литературы, кейс-стади, контент-анализа, сравнительного анализа, интерпретации и обобщения.</em></p> <p><strong><em>Результаты:</em></strong><em> показано, что ИИ выполняет не только вспомогательные функции, но и включается в процесс цифрового соавторства, изменяя структуру творческого труда и практики территориального брендирования. Систематизированы модели взаимодействия человека и ИИ в креативных индустриях и предложена типология цифрового соавторства, включающая инструментальную, партнёрскую и автономную модели, которые соотносятся с различной степенью авторского контроля и автономности алгоритмов. Автором предложена концепция ИИ как медиатора визуальной идентичности, в рамках которой ИИ рассматривается как инструмент, опосредующий интерпретацию, воспроизводство и формирование визуального культурного кода территории. Установлено, что генеративные модели обладают высоким потенциалом для визуального брендинга малых городов, способствуя развитию цифрового соавторства, креативного туризма и вовлечению локальных сообществ. </em></p> <p><strong><em>Выводы:</em></strong><em> оригинальность исследования заключается в концептуализации цифрового соавторства человека и ИИ в визуальном брендировании малых городов, в разработке типологии моделей взаимодействия (инструментальной, партнёрской и автономной), а также в систематизации правовых, культурных и социальных рисков, связанных с цифровым вмешательством в процессы репрезентации территориального образа. Практическая значимость состоит в обосновании подходов к этичной и устойчивой интеграции ИИ в креативные индустрии и культурное развитие малых городов.</em></p>2025-12-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Логунцова Ирина Вячеславовнаhttps://orelvestnik.ru/index.php/srvon/article/view/250Приоритетные направления научно-технологического развития России: от возможностей к результатам2025-12-22T20:52:52+03:00Людмила Владимировна Овешниковаlud_proz@mail.ruЕлена Викторовна Сибирскаяlen.sibirskaya@yandex.ru<p><em>Инновационная активность государства является ключевым фактором обеспечения устойчивого экономического роста и глобальной конкурентоспособности. В условиях санкционного давления и необходимости достижения технологического суверенитета актуализируется задача выявления системных направлений, определяющих возможности и результаты научно-технологического развития. <strong>Цель –</strong> идентификация, обоснование и ранжирование ключевых приоритетных направлений научно-технологического развития (НТР), формирующих архитектуру управленческих решений для технологической модернизации. </em></p> <p><strong><em>Методология исследования </em></strong><em>включает: анализ понятийно-категориального аппарата и стратегических задач НТР; комплексную оценку динамики показателей инновационной активности организаций, затрат на НИОКР и патентной деятельности; прогнозирование трендов.</em></p> <p><strong><em>Инструментарий исследования</em></strong><em> основан на применении элементов системного анализа, позволяющего выявить комплекс условий и действий, детерминирующих научно-технологическое развитие.</em></p> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><em> заключаются в разработке взаимосвязанного комплекса условий и действий, обеспечивающих системный подход к активизации НТР. В качестве ключевых позиций направлений требующих повышенного внимания являются: определение стратегических задач по приоритетам научно-технологического развития, анализ его текущего состояния, а также прогнозирование показателей. Определение конкретных мероприятий проранжированных по приоритетности позволит соотнести, имеющиеся возможности к достижению результатов. </em></p> <p><strong><em>Практическая значимость</em></strong><em> работы состоит в обосновании приоритетных направлений научно-технологического развития, синхронизированных с национальными проектами и стратегическими документами. Разработанный методический аппарат позволяет формировать адресные меры государственной политики, направленные на преодоление ключевых барьеров и реализацию конкурентных преимуществ России в научно-технологической сфере. </em></p>2025-12-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Людмила Владимировна Овешникова Елена Викторовна Сибирская https://orelvestnik.ru/index.php/srvon/article/view/251Современные формы посягательств на государственную собственность как угроза экономической безопасности 2025-12-22T21:06:57+03:00Александр Николаевич Литвиненкоlanfk@mail.ruЮлия Александровна Лозина1612ulia.l@mail.ru<p>Цель статьи — исследование современных форм посягательств на государственную собственность в России как угрозы экономической безопасности. Авторы исследуют посягательства на государственную собственность, анализируют ключевые, в том числе и латентные факторы, снижающие эффективность защиты госсобственности. Актуальность темы обусловлена масштабами ущерба, который наносят такие посягательства — несмотря на принимаемые меры, — а также их эволюцией в условиях цифровизации и глобальных вызовов. <strong>Методология и методы</strong>. В исследовании использован системный подход для рассмотрения государственной собственности как элемента экономической системы, нормативно-правовой и сравнительно-правовой анализ законодательства, экономико-статистические методы обработки данных, кейс-стадии резонансных дел, криминологическое моделирование. На их основе уточнены механизмы противоправного воздействия на госсобственность и дополнена система ее защиты цифровыми и институциональными компонентами. </p> <p><strong>Результаты</strong>. Авторы выделяют семь основных форм посягательств на госсобственность, включая коррупционные схемы, рейдерские захваты, мошенничество в госзакупках, злоупотребления при распоряжении землей и недвижимостью, киберпреступления, хищения через госпрограммы и использование офшорных схем. Особое внимание уделено латентным факторам, в числе которых коррупционные связи и межведомственная разобщенность, бюрократическая инерция и слабая цифровизация процессов учета и управления. Предложены направления совершенствования системы защиты госсобственности, включающие внедрение цифровых технологий, создание единых реестров и мониторинговых платформ, усиление межведомственного взаимодействия, а также адаптацию международного опыта. Обоснована необходимость повышения прозрачности управления государственными активами и вовлечения общественного контроля. <strong>Выводы</strong>. Для повышения эффективности защиты государственной собственности необходим комплексный подход, сочетающий правовые, экономические и технологические меры. По итогам исследования сделан вывод о том, что противодействие посягательствам на государственную собственность должно концентрироваться не только на ужесточении законодательства и усилении контроля, но и на устранении латентных факторов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки государственной политики в сфере экономической безопасности посредством совершенствования законодательства и оптимизации механизмов контроля за использованием госсобственности.</p>2025-12-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Литвиненко Александр Николаевич Лозина Юлия Александровнаhttps://orelvestnik.ru/index.php/srvon/article/view/247Политическая культура молодежи в научном социологическом дискурсе2025-12-22T19:19:34+03:00Ирина Николаевна Савеличева valieva@bsuedu.ruИнна Сергеевна Шаповаловаshapovalova@bsuedu.ru<p><em>Молодежь в условиях трансформации политических систем выступает не только объектом политического воздействия, но и субъектом, активно формирующим новые политические практики и идентичности. Политическая культура молодежи определяет долгосрочные траектории политического развития общества.</em></p> <p><strong><em>Целью</em></strong><em> статьи является системное рассмотрение научного дискурса в определении и эмпирической верификации элементов политической культуры молодежи. <strong>Методы</strong>. На основе критического анализа публикаций структурированы ключевые проблемы, обсуждаемые в научном дискурсе, посвященном политической культуре молодежи. Выявлено, что в исследовательском поле представлено фрагментарное изучение элементов политической культуры молодежи. </em></p> <p><em>Отмечается н</em><em>аличие существенных лакун в осмыслении феномена политической культуры. Также акцентируется, что мозаичный и бессистемный характер, затрудняет осуществление долгосрочного социального прогноза и обуславливает необходимость формирования системной методологии сравнительного анализа данных.</em></p> <p><em>Авторы приходят к выводу о том, что отличительными признаками политической культуры молодежи являются </em><em>особенности процессов первичной и вторичной социализации, самоопределения и саморегуляции. Кроме того, авторы подчеркивают, что в современном научном дискурсе проблемные акценты в изучении политической культуры молодежи связаны с выявлением несформированности политического сознания, а также неэффективностью политической социализации. Такая оценка обусловлена отсутствием целенаправленного влияния социальных институтов и формальной организации процессов социализации (образование, воспитание и формальную коммуникацию). Установлено, что широкий спектр научных работ исследует формы активности, связанные с анализом условий и барьеров участия молодежи в выборах, а также рассматривает деятельность политических активистов с позиции возможного включения в политическую сферу (как политический потенциал).</em></p> <p><em>В <strong>результате</strong> аргументируется наличие диссонанса между динамично меняющейся реальностью политического участия, включая формирование гибридных и сетевых форм, что прогнозирует расширение категориального аппарата исследований.</em></p>2025-12-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Савеличева Ирина Николаевна Шаповалова Инна Сергеевнаhttps://orelvestnik.ru/index.php/srvon/article/view/248Историческая память о Великой Отечественной войне в представлениях студенческой молодежи 2025-12-22T19:35:05+03:00Наталья Васильевна Проказинаnvprokazina@mail.ru<p><em>В статье исследуется историческая память о Великой Отечественной войне в представлениях студенческой молодежи региона сквозь призму конструктивистской социологической парадигмы, объединяющей уровни культурной, социальной и коммуникативной памяти. Цель статьи – выявить, как студенческая молодежь региона конструирует представления о Великой Отечественной войне, какие каналы и практики обеспечивают устойчивость памяти. Эмпирическая база включает региональные этапы федерального мониторинга «Студенчество о Великой Отечественной войне» (Орловская область; 2020 и 2025 годы) и актуальные публикации к 80-летию Победы, включая тематический выпуск «Вестника Института социологии». </em></p> <p><em>Исследование показало, что историческая память о Великой Отечественной войне сохраняет статус системообразующего ресурса и коллективной солидарности. В исторической памяти сочетаются устойчивость эмоционально-ценностного ядра с трансформацией институциональных и поведенческих моделей ее воспроизводства. В представлениях студенческой молодежи региона формируется как многоуровневый конструкт, сочетающий культурную, социальную и коммуникативную память, где решающее значение имеют семейные нарративы и локальный контекст мест памяти. </em></p> <p><em>Обоснованы следующие выводы: во-первых, чем выше насыщенность семейно-коммуникативных практик (истории, ритуалы, сюжеты о малой родине), тем выше идентификационные и эмоциональные показатели памяти; во-вторых, качественные школьные/университетские форматы (проектная работа, музейная работа, локальные исторические темы) усиливают когнитивный компонент и закрепляют ценностно-нормативные ориентации; в-третьих, в современных условиях наиболее действенными являются гибридные модели участия, в них сосуществуют цифровые практики и реальные мероприятия.</em></p>2025-12-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Наталья Васильевна Проказина