Дистанционные технологии в образовательной среде в период пандемии: особенности восприятия
EDN: PALEXJ DOI: 10.22394/2071-2367-2022-17-5-115-134
Ключевые слова:
дистанционные технологии, образовательная среда, социологические исследования, коммуникационное взаимодействие, цифровизацияАннотация
Актуальность и значи- мость цифровизации образовательной среды вызвана необходимостью адапта- ции системы образования. Цель работы на основе комплексного социологиче- ского анализа выявить преимущества и недостатки применения дистанционных технологий в образовательной среде.
В статье представлены результаты социологического анализа особенностей восприятия дистанционных технологий в образовательной среде в период пан- демии проведенного на основе исследо- ваний Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС и кафедры социологии и социальных технологий Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, посвященных данной проблематике. Рассмотрены вопросы цифровизации образования в период пандемии, отношения педагогических работников и обучающихся к процессу цифровизации образовательной среды и выявлены противоречия связанные с неоднозначностью восприятия данного формата коммуникационного взаимо- действия.
Библиографические ссылки
Алексеенок А. А., Каира Ю. В., Хатнюк Н. Н. Виртуальная среда как новая форма социальной реальности современной молодежи // В Сборник статей XII всероссийской научно-практической конферен- ции. Информационное развитие России: состояние, тенденции и пер- спективы. Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС. – Орел, 2022. – С. 104-112.
Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения. – М.: РАО, 1999. – 196 с.
Бекетова О. Н. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития // Социально-гуманитарные знания. – 2018. – № 1. – С. 69– 78.
Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги. Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал) // США: экономи- ка, политика, идеология. – 1993. – № 2-3.
Борисов И. В. Социологическое осмысление дистанционного обучения (к постановке проблемы) // Вестник Адыгейского государ- ственного университета. Серия «Регионоведение: философия, исто- рия, социология, юриспруденция, политология, культурология». – Майкоп: изд-во АГУ, 2016. – № 4. – С. 63– 66.
Зеер Э. Ф. Готовность преподавателей вуза к онлайн- образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педа- гогическое образование в России. – 2020. – № 3. – С. 26– 39.
Информационный бюллетень социологической лаборатории / П. А. Меркулов, А. А. Алексеенок, Ю. В. Каира [и др.]. – Орёл: Средне- русский институт управления – филиал РАНХиГС, 2022. – 96 с.– EDN IYHPQD (дата обращения: 10.08.2022).
Коулмен Дж. Капитал социальный и человеческий // Обще- ственные науки и современность. – 2001. – № 3. – С. 122–139.
Михалев И. В. Эволюция теоретических подходов к исследова- нию трансформации социальной структуры общества под воздей- ствием социальных реалий // Среднерусский вестник общественных наук. – 2021. – Т. 16. – № 1. – С.30–43.
Моисеев М.В. Координатор как ключевая фигура процесса ди- станционного обучения // Дистанц. образование. – 2000. –№1. – С. 25–29.
Новые педагогические и информационные технологии в систе- ме образования [учебное пособие] / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2009. – С.268
Скибицкий Э.Г., Шабанов А.Г. Дистанционное обучение: теоре- тико-методологические основы: Монография. Новосибирск: СИФБД, СГА, 2004. – 224 с.
Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовле- творенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции / И. Э. Соколовская // Цифровая со- циология. – 2020. – Т. 3. № 2. – С. 46–54.
Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие /
Е. С. Полат. М.: Академия, 2004. – 416 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.08.2022).
Sherry L. Issues in Distance Learning // International Journal of Educational Telecommunications. 1995. №1(4). P. 337-365. Charlottesville, VA: Association for the Advancement of Computing in Education (AACE). URL: https://www.learntechlib.org/primary/p/8937/
Surma T, Kirschner P. Technology enhanced distance learning should not forget how learning happens // Computers in Human Behavior. – 2020. Vol. 110. September. DOI: https://doi. org/10.1016/j.chb.2020.106390.
Alekseenok, A. A., Kaira, YU. V., Hatnyuk, N. N. (2022) Virtual'naya sreda kak novaya forma social'noj real'nosti sovremennoj molodezhi [Vir- tual environment as a new form of social reality of modern youth] // V sbornike: Informacionnoe razvitie Rossii: sostoyanie, tendencii i per- spektivy. Sbornik statej XII vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer- encii. Srednerusskij institut upravleniya – filial RANHiGS [In the collection: Information development of Russia: status, trends and prospects. Collec- tion of articles of the XII All-Russian Scientific and Practical Conference. The Central Russian Institute of Management is a branch of RANEPA]. Orel.
P. 104-112. (In Russ.)
Andreev, A. A. (1999) Didakticheskie osnovy distancionnogo obucheniya [Didactic foundations of distance learning]. Moscow: RAO. 196 p. (In Russ.)
Beketova, O. N. (2018) Distancionnoe obrazovanie v Rossii: problemy i perspektivy razvitiya [Distance education in Russia: problems and pro- spects of development] // Social'no-gumanitarnye znaniya [Social and hu- manitarian knowledge]. № 1. P. 69-78. (In Russ.)
Bekker, G. (1993) CHelovecheskij kapital (glavy iz knigi. Vozdejstvie na zarabotki investicij v chelovecheskij kapital) [Human capital (chapters from the book. The impact on earnings of investments in human capital)]
// SSHA: ekonomika, politika, ideologiya [USA: economics, politics, ideolo-
gy]. № 2-3. (In Russ.)
Borisov, I. V. (2016) Sociologicheskoe osmyslenie distancionnogo obucheniya (k postanovke problemy) [Sociological understanding of dis- tance learning (to the formulation of the problem)] // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Regionovedenie: filosofiya, istori- ya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya» [The Bulletin
of the Adyghe State University. The series "Regional Studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies]. Maj- kop: izd-vo AGU. № 4. P. 63-66. (In Russ.)
Zeer, E. F. (2020) Gotovnost' prepodavatelej vuza k onlajn- obrazovaniyu: cifrovaya kompetentnost', opyt issledovaniya [Readiness of university teachers for online education: digital competence, research ex- perience] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. № 3. P. 26-39. (In Russ.)
Informacionnyj byulleten' sociologicheskoj laboratorii [Newsletter of the Sociological Laboratory] / P. A. Merkulov, A. A. Alekseenok, YU. V. Kaira [i dr.]. Orel: Srednerusskij institut upravleniya – filial RANHiGS [Orel: Cen- tral Russian Institute of Management – Branch of RANEPA]. 2022. – 96 p. EDN IYHPQD (data obrashcheniya: 10.08.2022). (In Russ.)
Koulmen, Dzh. (2001) Kapital social'nyj i chelovecheskij [Social and human capital] // Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and modernity]. № 3. – P. 122-139. (In Russ.)
Mihalev, I. V. (2021) Evolyuciya teoreticheskih podhodov k issledo- vaniyu transformacii social'noj struktury obshchestva pod vozdejstviem social'nyh realij [Evolution of theoretical approaches to the study of the transformation of the social structure of society under the influence of so- cial realities] // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. Vol. 16. № 1. P. 30–43. (In Russ.)
Moiseev, M. V. (2000) Koordinator kak klyuchevaya figura processa distancionnogo obucheniya [Coordinator as a key figure in the distance learning process] // Distanc. Obrazovanie [Distance education]. № 1. P. 25-
(In Russ.)
Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obra- zovaniya [uchebnoe posobie] [New pedagogical and information technolo- gies in the education system [textbook]] / E. S. Polat [i dr.]; pod red.
E. S. Polat. 4-e izd., ster. M.: Akademiaya [Moscow: Academy]. 2009. –
P. 268. (In Russ.)
Skibickij, E. G., SHabanov, A. G. (2004) Distancionnoe obuchenie: te- oretiko-metodologicheskie osnovy: Monografiya [Distance learning: theo- retical and methodological foundations: Monograph]. Novosibirsk: SIFBD, SGA. 224 p. (In Russ.)
Sokolovskaya, I. E. (2020) Social'no-psihologicheskie faktory udovletvorennosti studentov v usloviyah cifrovizacii obucheniya v period pandemii COVID-19 i samoizolyacii [Socio-psychological factors of student satisfaction in the conditions of digitalization of education during the
COVID-19 pandemic and self-isolation] // Cifrovaya sociologiya [Digital
sociology]. Vol. 3. № 2. P. 46-54. (In Russ.)
Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya: ucheb. posobie [Theo- ry and practice of distance learning: studies. manual] / E. S. Polat. M.: Akademiaya [Moscow: Academy]. 2004. 416 p. (In Russ.)
Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 01.03.2020) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Elektronnyj resurs] [Federal Law
№ 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 01.03.2020) "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource]]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 10.08.2022). (In Russ.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Воробьёва Анастасия Владиславовна Волкова Оксана Викторовна

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.