Цифровизация образовательного пространства системы высшего образования

DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-1-87-108 EDN: KBSKAV

Авторы

  • Сушанский Артур Сергеевич Академия гражданской защиты МЧС России
  • Шевель Пётр Петрович Академия гражданской защиты МЧС России

Ключевые слова:

информационные технологии, образовательная среда, образовательный процесс, цифровизация процесса коммуникации, система высшего образования

Аннотация

Цель исследования – анализ выявленных в результате экспертного опроса проблем образовательной среды системы высшего образования (на примере образовательной среды Академии гражданской защиты МЧС России).

Методология работы обусловлена необходимостью проведения социологического анализа состояния образовательной среды вуза (Академии гражданской защиты МЧС России).

В статье на основе результатов изучения современного состояния цифровизации образовательного процесса в Академии гражданской защиты МЧС России по гуманитарному направлению подготовки рассмотрены основные проблемы взаимодействия участников образовательного процесса, характерные для вузов при организации и осуществлении образовательной деятельности с применением современных информационных технологий. Эмпирическую основу работы составили результаты экспертного и анкетного опросов.

Статья подготовлена в рамках реализуемой в Академии гражданской защиты МЧС России научно-практической работы по теме «Разработка управленческо-педагогической модели цифровизации учебного процесса вуза по гуманитарным направлениям подготовки (на примере Академии гражданской защиты МЧС России)».

Биографии авторов

Сушанский Артур Сергеевич, Академия гражданской защиты МЧС России

кандидат педагогических наук, доцент, Академия гражданской защиты МЧС России, профессор кафедры государственного и муниципального управления

Шевель Пётр Петрович, Академия гражданской защиты МЧС России

кандидат социологических наук

преподаватель кафедры государственного и муниципального управления

AuthorID(РИНЦ): 693521

Библиографические ссылки

Аймалетдинов Т. А. [и др.] Цифровая грамотность российских пе-дагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учеб-ном процессе / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева, Г. Р. Имаева, Л. В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Из-дательство НАФИ, 2019. – С. 3-84.

Бороненко Т. А. [и др.] Основы цифровой грамотности и кибер-безопасности: учеб. пособие / Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, И. Н. Пальчикова, Е. В. Федоркевич, В. С. Федотова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – С. 106-127.

Буданцев Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор россий-ских научных публикаций // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 120-127. URL: https://moluch.ru/archive/317/72477/ (дата обраще-ния: 24.12.2022).

Дидактическая концепция цифрового профессионального обра-зования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова – 2020. – С. 48-56.

Колыхматов В. И. Профессиональное развитие педагога в усло-виях цифровизации образования: учеб-метод. пособие – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. – С. 35-50.

Орешкина А. К. Методологический аспект цифровизации в си-стеме непрерывного образования // Интернет-журнал «Мир науки» (доступ свободный). – 2018. – № 5. – С. 1-8. URL: https://mir-nauki.com/PDF/81PDMN518.pdf (дата обращения: 20.11.2022).

«Развитие цифровых компетенций педагога в цифровой образо-вательной среде», методические рекомендации / под ред. В. А. Смирновой – Рыбинск, 2021. – С. 23-36.

Современные образовательные технологии в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [Текст]: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Н. Ю. Блохина, Г. А. Кобеле-ва. – Киров, 2020. – С. 4-14.

Трудности и перспективы цифровой трансформации образова-ния / Под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. – М.: Национальный ис-следовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. – С. 181-238.

Цифровая трансформация общества: современные концепции общественного развития и новая терминология: сборник статей / под редакцией К. К. Колина; Московский гуманитарный университет, Институт фундаментальных и прикладных исследований. – М.: Изда-тельство Московского гуманитарного университета, 2021. – 18-22.

Aimaletdinov, T. A. et al. (2019). Digital literacy of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process / T. A. Aimaletdinov, L. R. Baymuratova, O. A. Zaitseva, G. R. Imaeva, L. V. Spiridonova. Moscow: NAFI Publishing House. – Р. 3-84. (In Russ.).

Boronenko T. A. et al. (2021). Fundamentals of digital literacy and cy-bersecurity: textbook. manual / T. A. Boronenko, A. V. Kaisina, I. N. Palchikova, E. V. Fedorkevich, V. S. Fedotova. – St. Petersburg: Pushkin State University. – P. 106-127. (In Russ.).

Budantsev D. V. (2020). Digitalization in the field of education: a re-view

of Russian scientific publications // Young Scientist. – № 27 (317). – P. 120-127. – URL: https://moluch.ru/archive/317/72477 / (data obrash-cheniia: 24.12.2022). (In Russ.).

Didactic concept of digital vocational education and training. (2020) / P. N. Bilenko, V. I. Blinov, M. V. Dulinov, E. Y. Yesenina, A. M. Kondakov, I. S. Sergeev; under scientific ed. V. I. Blinov. – P. 48-56. (In Russ.).

Kolykhmatov V. I. Professional development of a teacher in the condi-tions of digitalization education: study method. manual (2020). – Р. 1-8 –

St. Petersburg. – P. 35-50. (In Russ.).

Oreshkina, A. K. (2018). Methodological aspect of digitalization in the system of continuing education. World of Science. Pedagogy and psycholo-gy, 5(6). P.1-8. –URL: https://mir-nauki.com/PDF/81PDMN518.pdf (data obrashcheniia: 20.11.2022). (In Russ.).

"Development of digital competencies of a teacher in a digital educa-tional environment", methodological recommendations. (2021) / edited by V. A Smirnova – Rybinsk. – P. 23-36. (In Russ.).

Modern educational technologies in the framework of the implemen-tation of the federal project "Digital educational environment" [Text]: Edu-cational and methodological manual. (2020) / Author-comp. N. Yu. Blokhina, G. A. Kobeleva. – Kirov. – P. 4-14. (In Russ.).

Difficulties and prospects of digital transformation of education. (2019). Edited by A. Yu. Uvarov, I. D. Frumin. Moscow: National Research University Higher School of Economics. – 343 p. (In Russ.).

Digital transformation of society: modern concepts of social devel-opment and new terminology: collection of articles. (2021) / edited by

K. K. Kolin; Moscow University of the Humanities, Institute of Fundamental and Applied Research. – Moscow: Publishing House of the Moscow Univer-sity of the Humanities. – P. 18-22.

Том 18 выпуск 1 2023

Опубликован

2023-02-28

Как цитировать

Сушанский, А. С., & Шевель, П. П. (2023). Цифровизация образовательного пространства системы высшего образования: DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-1-87-108 EDN: KBSKAV. Среднерусский вестник общественных наук, 18(1), 87–108. извлечено от https://orelvestnik.ru/index.php/srvon/article/view/107