Социальный маркетинг как технология здоровьесберегающих поведенческих практик

DOI: 10.22394/2071-2367-2022-17-1-71-85 EDN: YZJBKB

Авторы

  • Цветов Сергей Викторович Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина

Ключевые слова:

старение населения, пожилые граждане, пенсия, активное долголетие, здоровьезбережение

Аннотация

Цель – провести социологический анализ соцоциального маркетинга как технологии здоровьесберегающих поведенческих практик населения.

Представлен анализ данных, отражающих перспективы глобального демографического тренда, связанного со старением населения и увеличением доли пожилых граждан в структуре населения. Определены страны, социально-экономи-ческое развитие которых испытывает наибольшие сложности с позиции демографической нагрузки стареющего населения. Также представлены данные, отражающие динамику численности населения постпенсионного возраста в России.

Проанализированы особенности поведенческих практик пожилых граждан, ориентированных на потребление товаров и услуг, с учетом возрастной специфики. Определены, условия и возможности для  формирования сегмента «серебряной экономики». Структурированы ограниче-ния для ее развития в Российской Феде-рации. В результате отмечено, что потребительское поведение и платеже-способный спрос российских граждан постпенсионного возраста негативным образом зависят от низкого уровня доходов и возможностей продолжения трудовой деятельности после выхода на пенсию.

Биография автора

Цветов Сергей Викторович, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина

преподаватель

Библиографические ссылки

Алексеенок А.А., Каира Ю.В., Михалев И.В., Гальцова А.Н., Колмого-ров Е.В. Дифференциация возможностей различных слоев населения ис-пользовать платные медицинские услуги как фактор социальной напря-женности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2021. – Т. 29. – №S1. – С.726–730.

Арстангалиева З.Ж., Чернышкова Е.В. Медико-социологическая оценка стратегий здоровьесбережения пожилых людей // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – Т.5. – № 4. – С.297–298.

Банникова Л.Н. Маркетинг как социальный процесс: содержание и структура: автореф. дис. … д-ра социол. наук. – Екатеринбург, 2008. – 39с.

Босенко Ю.Ф. Практический маркетинг в коммерческом банке // Практический маркетинг. – 1997. – № 6. – С. 3–4.

Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Ве-бер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

Волкова О.А. Саморегуляция деятельности социально ориентиро-ванных некоммерческих организаций в контексте их государственного регулирования: амбивалентность развития гражданского общества // Труд и социальные отношения. – 2020. – Т. 31. – №2. – С. 195–196.

Воронина Л.И. Социальный маркетинг и социальное управление: теоретико-методологические аспекты // Вестник Челябинского государ-ственного университета. – 2008. – № 32. – С. 107–114.

Гульченко И.Г. Социальная сущность маркетинга // Вестник Москов-ского университета. Серия 18: Социология и политология. – 1996. – №2. –

С. 33–38.

Липай Т.П., Волкова О.А., Жиленкова О.А. Средства массовой ин-формации в формировании ценностей и стигм у старшеклассников // Социология образования. – 2015. – № 10. – С. 71–75.

Лопатина Н.В. Социология маркетинга. – М.: Академический про-ект, 2005. – 304с.

Матвеев Б.Г. Социология маркетинга. Методологические и методи-ческие аспекты: дис. ... канд. социол. наук. – М., 1999. – 189 c.

Реброва В.В. Социальная реклама как инструмент социального маркетинга и способ формирования положительного образа бренда // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2019. – Т. 9. –

№4 (40). – С. 148–152.

Силласте Г.Г. Экономическая социология. Гл. 15. Социология мар-кетинга. – М.: Гардарики, 2005. – 480 с.

Andreasen A.R. Marketing Social Change: Changing Behaviour to Pro-mote Health, Social Development, and the Environment. – San Francisco: Josey-Bass, 1995.

Cairns J.E., Rundle-Thiele S.R. Eating for the better: A social marketing review (2000–2012) Public Health Nutr. 2014; 17:1628–1639.

Kelly M.P., Barker M. Why is changing health-related behavior so diffi-cult? // Public Health. 2016; 136:109–116.

MacDonald L., Cairns G., Angus K., de Andrade M. Promotional com-munications for influenza vaccination: A systematic review. J Health Com-mun. 2013; 18:1523–1549.

McCormack B., Bryant C., Forthofer M., Perrin K., Quinn G., et al. Flori-da Cares for Women social marketing campaign: a case study // American Journal of Health Behavior. 2000. 24(1):44–52.

Mollborn S., Lawrence E., Saint Onge J. Contributions and Challenges in Health Lifestyles Research. Journal of Health and Social Behavior. 2021. Volume: 62 issue: 3, page(s): 388-403. -doi.org/10.1177/0022146521997813.

Xia Y., Deshpande S., Bonates T. Effectiveness of social marketing in-terventions to promote physical activity among adults: A systematic review.

J. Phys. Act. Health. 2016; 13:1263-1274.

Alekseenok, A.A., Kaira, Yu.V., Mihalev, I.V., Gal'cova, A.N., Kolmogo-

rov, E.V. (2021) Differenciaciya vozmozhnostej razlichnyh sloev naseleniya ispol'zovat' platnye medicinskie uslugi kak faktor social'noj napryazhennosti [Differentiation of opportunities of various segments of the population to use paid medical services as a factor of social tension] // Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny [Problems of social hygiene, healthcare and history of medicine]. – T. 29. – № S1. – P. 726-730. (In Russ.)

Arstangalieva, Z.ZH., CHernyshkova, E.V. (2015) Mediko-sociologicheskaya ocenka strategij zdorov'esberezheniya pozhilyh lyudej [Medico-sociological assessment of health-saving strategies of elderly peo-ple] // Byulleten' medicinskih internet-konferencij. – T.5. – №4. – P.297– 298.

(In Russ.)

Bannikova, L.N. (2008) Marketing kak social'nyj process: soderzhanie i struktura: avtoref. dis. … d-ra sociol. Nauk [Marketing as a social process: content and structure: abstract. dis. ... doctor of Social Sciences]. – Ekaterin-burg. – 39 p. (In Russ.)

Bosenko, YU.F. (1997) Prakticheskij marketing v kommercheskom banke [Practical marketing in a commercial bank] // Prakticheskij marketing [Practi-cal marketing]. – № 6. – P. 3-4. (In Russ.)

Veber, M. O nekotoryh kategoriyah ponimayushchej sociologii [About some categories of understanding sociology] // Veber M. Izbrannye pro-izvedeniya [Selected works]. – M.: Progress, 1990. (In Russ.)

Volkova, O.A. (2020) Samoregulyaciya deyatel'nosti social'no orientiro-vannyh nekommercheskih organizacij v kontekste ih gosudarstvennogo regu-lirovaniya: ambivalentnost' razvitiya grazhdanskogo obshchestva [Self-regulation of the activities of socially oriented non-profit organizations in the context of their state regulation: ambivalence of civil society develop-ment] // Trud i social'nye otnosheniya [Labor and social relations]. –

T. 31. – № 2. – P. 195-196. (In Russ.)

Voronina, L.I. (2008) Social'nyj marketing i social'noe upravlenie: te-oretiko-metodologicheskie aspekty [Social marketing and social manage-ment: theoretical and methodological aspects] // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. –

№ 32. – P. 107-114. (In Russ.)

Gul'chenko, I.G. (1996) Social'naya sushchnost' marketinga [The social essence of marketing] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Soci-ologiya i politologiya [Bulletin of the Moscow University. Series 18: Sociology and Political Science]. – № 2. – P. 33-38. (In Russ.)

Lipaj, T.P., Volkova, O.A., ZHilenkova, O.A. (2015) Sredstva massovoj in-formacii v formirovanii cennostej i stigm u starsheklassnikov [Mass media in the formation of values and stigmas among high school students] // Soci-ologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. – №10. – P.71-75. (In Russ.)

Lopatina, N.V. (2005) Sociologiya marketinga [Sociology of marketing]. – M.: Akademicheskij proekt, 2005. – 304 p. (In Russ.)

Matveev, B.G. (1999) Sociologiya marketinga. Metodologicheskie i metodicheskie aspekty: dis. ... kand. sociol. Nauk [Sociology of marketing. Methodological and methodological aspects: dis. ... cand. social sciences]. – M. – 189 p. (In Russ.)

Rebrova, V.V. (2019) Social'naya reklama kak instrument social'nogo marketinga i sposob formirovaniya polozhitel'nogo obraza brenda [Social advertising as a social marketing tool and a way of forming a positive brand image] // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humani-ties. Bulletin of the Financial University]. – T. 9. – № 4 (40). – P. 148-152. (In Russ.)

Sillaste G.G. (2005) Ekonomicheskaya sociologiya. Gl. 15. Sociologiya marketinga [Economic sociology. Chapter 15. Sociology of Marketing]. – M.: Gardariki. – 480 p. (In Russ.)

Том 17 выпуск 1 2022

Опубликован

2022-02-28

Как цитировать

Цветов, С. В. (2022). Социальный маркетинг как технология здоровьесберегающих поведенческих практик: DOI: 10.22394/2071-2367-2022-17-1-71-85 EDN: YZJBKB . Среднерусский вестник общественных наук, 17(1), 71–85. извлечено от https://orelvestnik.ru/index.php/srvon/article/view/168