Стратегии самореализации региональной молодежи: диспозиции, жизненные планы и стратификация
DOI: 10.22394/2071-2367-2025-20-1-124-142 EDN YYKEUN
Ключевые слова:
молодежь, стратегии самореализации, самореализационные диспозиции, жизненные стратегии, стратификацияАннотация
В современных условиях возрастает актуальность создания условий для раскрытия потенциала молодежи и развития ее талантов. Самореализация молодых людей рассматривается как ключевой элемент успешного развития страны, требующий особого внимания и поддержки со стороны государства и общества. Помимо этого, самореализация молодежи, являясь важным элементом общей удовлетворенности социальной жизнью, способствует формированию человеческого капитала территории. И как результат реализации жизненных стратегий, самореализация может быть отнесена к индикаторам качества жизни молодого человека. Цель статьи - рассмотреть вопросы самореализации молодежи с позиции жизненных стратегий, возможностей и поддержки со стороны институтов социализации. Методы исследования. В статье представлены результаты мониторинга социальных стратегий молодежи (2024 год, N=5847), проведенного в Белгородской области. Данные исследования демонстрируют волновую динамику в показателях самореализационных диспозиций молодежи, что может быть обусловлено сменой генераций в исследованиях, а также акцентами национальных политик, влияющих на социализационные условия.
Результаты. Выявлен приоритет сфер самореализации – на
первом месте зафиксирована самореализация в семье и профессии. Обозначены риски, связанные с выявленным воспроизводством неравенства в вопросах самореализации для социально уязвимых групп молодежи, особенно в отношении молодежи с низким уровнем экономического дохода. Обсуждение. Обеспечение условий для самореализации молодых людей отражает стремление к формированию активного и компетентного поколения, способного внести значимый вклад в будущее России. В этой связи становится важным осуществлять мониторинг самореализационных диспозиций и жизненных планов молодежи, формировать прогноз возможной трансформации ее ценностей и вероятности реализации задач национальных проектов и программ. Реализация национальных целей развития напрямую связана с созданием благоприятной среды для личностного и профессионального роста молодых людей. Поэтому в процессе реализации государственной молодежной политики следует создать новую модель социальной мобильности, а также предложить и обеспечить работу действенных социальных лифтов.
Библиографические ссылки
Shutenko, A. I. Educational Resource and Functions of Volunteering Activities as a Sphere of Students' Self-Realization / A. I. Shutenko, E. N. Shutenko, A. V. Lokteva // Sibe-rian Pedagogical Journal. – 2020. – No. 1. – P. 47-57. – DOI 10.15293/1813-4718.2001.05. – EDN BRIYTV.
Абдуллин, А. Г. Самоопределение и самореализация молодежи России: соци-ально-нравственные и психолого-педагогические аспекты проблемы / А. Г. Аб-дуллин, В. В. Лихолетов, И. Г. Рябова // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 3(104). – С. 440-462. – DOI 10.15507/1991-9468.104.025.202103.440-462. – EDN LZNNIS.
Алексеенок, А. А. Волонтёрство как фактор формирования личности студен-ческой молодежи / А. А. Алексеенок, Ю. Ю. Путилина // Среднерусский вестник общественных наук. – 2022. – Т. 17, № 4. – С. 31-46. – DOI 10.22394/2071-2367-2022-17-4-31-46. – EDN WKKXDF.
Алексеенок, А. А. Патриотизм как основа гражданской идентичности совре-менной студенческой молодежи / А. А. Алексеенок, А. В. Исаев, К. В. Наливайко // Среднерусский вестник общественных наук. – 2024. – Т. 19, № 3. – С. 177-203. – DOI 10.22394/2071-2367-2024-19-3-177-203. – EDN LQHLNU.
Баранова, С.В., Кокина, И.А., Пьянкова, О.Б. Социальная самореализация де-тей и молодежи в ходе волонтерской деятельности / С.В. Баранова, И.А. Кокина, О.Б. Пьянкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. –№ 78-3. – С. 21-23. – EDN JZAFZU.
Большов, В.Б. Вузовская среда как пространство самореализации студенче-ской молодежи / В.Б. Большов // Социальная компетентность. – 2021. – Т. 6. – № 1 (19). – С. 93-112. – EDN QVURUW.
Ворошилина, Е.А. Профессиональная самореализация молодежи / Е.А. Ворошилина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразий-ском пространстве. – 2023. – Т. 2. – № 12. – С. 41-45. – EDN VINDBA.
Газиева, И. А. Ценностные детерминанты профессиональной самореализа-ции молодежи / И. А. Газиева // Вестник Московского университета. Серия 18. Со-циология и политология. – 2023. – Т. 29, № 2. – С. 219-243. – DOI 10.24290/1029-3736-2023-29-2-219-243. – EDN QRSQJT.
Грушецкая, И.Н., Щербинина, О.С. Организация волонтерской деятельности как условие самореализации талантливой молодежи в условиях вуза / И.Н. Грушецкая, О.С. Щербинина // Проблемы современного педагогического об-разования. – 2023. – № 81-2. – С. 214-217. – EDN MDMZTU.
Дакирова, С.Т. Волонтерство как институт активной социальной саморе-ализации молодежи в общественной жизни / С.Т. Дакирова // Региональные агро-системы: экономика и социология. – 2024. – № 1. – С. 58-63. – EDN EBCLOO.
Дакирова, С.Т. Перспективы самореализации сельской молодежи в совре-менных реалиях / С.Т. Дакирова // Региональные агросистемы: экономика и со-циология. – 2021. – № 1. – С. 90-93. – EDN XQABXT.
Иванова, А.Д. Возможности и барьеры профессиональной самореализа-ции молодежи в современной России / А.Д. Иванова // Caucasian Science Bridge. – 2023. – Т. 6. – № 2 (20). – С. 83-86. – DOI: 10.18522/2658-5820.2023.2.9. –
EDN MNYETP.
Иванова, И.В., Макарова, В.А., Портнова, О.А. Патриотическое воспитание – основа самореализации молодежи / И.В. Иванова, В.А. Макарова, О.А. Портнова // Нижегородское образование. – 2024. – № 1. – С. 60-67. EDN OGMUVM.
Калинина, Н.В. Саморазвитие и самореализация как тенденции модного поведения молодежи / Н.В. Калинина // Страховские Чтения. – 2020. – № 28. –
С. 150-155. – EDN KWZACT.
Кисиленко, А. В. Проектирование жизненного пути или каким молодежь видит свое будущее? / А. В. Кисиленко, И. С. Шаповалова // Социологические ис-следования. – 2023. – № 2. – С. 83-94. – DOI 10.31857/S013216250024385-6. – EDN ODCAGO.
Кынкурогова, М.Н. Жизненные планы сельской молодежи пермского края в контексте проблемы самореализации / М.Н. Кынкурогова // Достижения науки и образования. – 2020. – № 10 (64). – С. 96-98. – EDN YHLOVL.
Леонова, О. В. Государственная политика РФ по формированию граждан-ственности и патриотизма в молодежной среде: социологический и политологи-ческий анализ / О. В. Леонова, А. Е. Волкова // Среднерусский вестник обществен-ных наук. – 2021. – Т. 16, № 1. – С. 175-193. – DOI 10.22394/2071-2367-2021-16-1-175-193. – EDN LXRCNM.
Миронов, И. П. Роль морально-нравственных ценностей в профессио-нальной самореализации студенческой молодежи технического вуза / И. П. Миро-нов, Т. А. Белозерова // Профессиональное образование в современном мире. – 2022. – Т. 12, № 1. – С. 114-124. – DOI 10.20913/2618-7515-2022-1-14. – EDN GRRRRS.
Панов, М.О. Творческая самореализация студенческой молодежи в соци-ально-культурной среде / М.О. Панов // Среднее профессиональное образование. – 2021. – № 6 (310). – С. 68-70. – EDN QWGTYT.
Попова, Н. В. Творческая самореализация в аспекте профессиональной ориентации одаренной молодежи / Н. В. Попова, М. А. Ванькова, Л. М. Шорсткая // ДЕМИС. Демографические исследования. – 2022. – Т. 2, № 3. – С. 104-115. – DOI 10.19181/demis.2022.2.3.8. – EDN NQFFVC.
Пустовойтов, В. Н. Содержание ценностного отношения молодежи к тру-ду и профессиональной самореализации / В. Н. Пустовойтов // Современные про-блемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. – С. 7. – DOI 10.17513/spno.32127. – EDN QMIHRK.
Сердюченко, К.Э. Студенческое самоуправление и самореализация моло-дежи в культурно-образовательном пространстве вуза / К.Э. Сердюченко // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2021. – Т. 223. – С. 168-173. – EDN WKXUJO.
Титова, Е. В. Влияние вузовской профессиональной подготовки на разви-тие ценностных карьерных ориентаций студенческой молодёжи / Е. В. Титова, А. В. Исаев // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2022. – № 2. – С. 90-100. – DOI 10.24412/2071-6141-2022-2-90-100. – EDN GVHKZN.
Шаповалова, И. С. Самооценка материального положения и социальные стратегии молодежи / И. С. Шаповалова // Наука. Культура. Общество. – 2023. –
Т. 29, № 3. – С. 150-163. – DOI 10.19181/nko.2023.29.3.9. – EDN KVLEGK.
Shutenko, A.I., Shutenko, E.N. and Lokteva, A.V. (2020). Educational resource and functions of volunteering activities as a sphere of students’ self-realization. Siberian Pedagogical Journal. no. 1. P. 47-57. DOI 10.15293/1813-4718.2001.05. EDN BRIYTV.
Abdullin, A.G. (2021). Self-determination and self-realization of Russian youth: social, moral and psychological-pedagogical aspects of the problem. Integration of educa-tion. Vol. 25. no. 3. P. 440-462. DOI: 10.15507/1991-9468.104.025.202103.440-462. EDN LZNNIS.
Alekseenok, A.A. and Putilina, Yu.Yu. (2022) Volonterstvo kak faktor formirovaniya lichnosti studencheskoi molodezhi. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. T. 17, № 4. P. 31-46. DOI 10.22394/2071-2367-2022-17-4-31-46. EDN WKKXDF.
Alekseenok, A.A., Isaev, A.V. and Nalivaiko, K.V. (2024) Patriotizm kak osnova gra-zhdanskoi identichnosti sovremennoi studencheskoi molodezhi. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. T. 19, no. 3. P. 177-203. DOI 10.22394/2071-2367-2024-19-3-177-203. EDN LQHLNU.
Baranova, S.V., Kokina, I.A. and Pyankova, O.B. (2023). Social self-realization of children and youth in the course of volunteer activities. Problems of modern pedagogical education. no. 78-3, P. 21-23. EDN JZAFZU.
Bolshov, V.B. (2021). University environment as a space for self-realization of student youth. Social competence. Vol. 6. No. 1 (19). P. 93-112. EDN QVURUW.
Voroshilina, E.A. (2023) Professional'naia samorealizatsiia molodezhi.
Sotsial'naia integratsiia i razvitie etnokul'tur v evrazii-skom prostranstve. T. 2. no. 12.
p. 41-45. EDN VINDBA.
Gazieva, I. A. (2023) Tsennostnye determinanty professional'noi samorealiza-tsii molodezhi. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 18. Sotsiologiia i politologiia.
T. 29, no. 2. p. 219-243. DOI 10.24290/1029-3736-2023-29-2-219-243. EDN QRSQJT.
Grushetskaia, I.N. and Shcherbinina, O.S. (2023) Organizatsiia volonterskoi deiatel'nosti kak uslovie samorealizatsii talantlivoi molodezhi v usloviiakh vuza. Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo ob-razovaniia. no. 81-2, p. 214-217.
EDN MDMZTU.
Dakirova, S.T. (2021). Prospects for self-realization of rural youth in modern realities. Regional agrosystems: economics and sociology. no. 1. P. 90-93. EDN XQABXT.
Dakirova, S.T. (2024). Volunteering as an institution of active social self-realization of youth in public life. Regional agrosystems: economics and sociology. no. 1. P. 58-63. EDN EBCLOO.
Ivanova, A.D. (2023). Opportunities and barriers to professional self-realization of youth in modern Russia, Caucasian Science Bridge. Vol. 6. no. 2 (20).
P. 83-86. – DOI: 10.18522/2658-5820.2023.2.9. EDN MNYETP.
Ivanova, I.V., Makarova, V.A. and Portnova, O.A. (2024). Patriotic education - the basis for self-realization of youth. Nizhny Novgorod education. no. 1. P. 60-67.
EDN OGMUVM.
Kalinina, N.V. (2020). Self-development and self-realization as trends in fash-ionable behavior of young people. Strakhovskie Readings. no. 28. P. 150-155.
EDN KWZACT.
Kisilenko A.V. and Shapovalova I.S. (2023). Designing a life path or how do young people see their future? Sociological research. no.2. P. 83-94. DOI: 10.31857/S013216250024385-6. EDN ODCAGO.
Kynkurova M.N. (2020). Life plans of rural youth of the Perm Territory in the context of the problem of self-realization. Achievements of science and education. No. 10 (64). P. 96-98. – DOI 10.31857/S013216250024385-6. EDN YHLOVL.
Leonova, O.V. and Volkova, A.E. (2021) Gosudarstvennaya politika RF po formi-rovaniyu grazhdanstvennosti i patriotizma v molodezhnoi srede: sotsiologicheskii i poli-tologicheskii analiz. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. T. 16, № 1.
P. 175-193. DOI 10.22394/2071-2367-2021-16-1-175-193. – EDN LXRCNM.
Mironov I.P. and Belozerova T.A. (2022). The role of moral and ethical values in the professional self-realization of students of a technical university. Professional educa-tion in the modern world. Vol. 12. no. 1. P. 114-124. DOI: 10.20913/2618-7515-2022-1-14. EDN GRRRRS.
Panov M.O. (2021). Creative self-realization of student youth in the socio-cultural environment. Secondary vocational education. no. 6 (310). P. 68-70. EDN QWGTYT.
Popova N.V., Vankova M.A. and Shorstkaya L.M. (2022). Creative self-realization in the aspect of professional orientation of gifted youth. DEMIS. Demographic studies. Vol. 2. no. 3. P. 104-115. – DOI: 10.19181/demis.2022.2.3.8. EDN NQFFVC.
Pustovoitov V.N. (2022). The content of the value attitude of young people to work and professional self-realization. Modern problems of science and education.
no. 6-1. P. 7. DOI: 10.17513/spno.32127. EDN QMIHRK.
Serdyuchenko K.E. (2021). Student self-government and self-realization of young people in the cultural and educational space of the university. Works of the St. Pe-tersburg State Institute of Culture. Vol. 223. Pp. 168-173. EDN WKXUJO.
Titova, E.V. and Isaev, A.V. (2022) Vliyanie vuzovskoi professional'noi podgo-tovki na razvitie tsennostnykh kar'ernykh orientatsii studencheskoi molodezhi. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. № 2. P. 90-100.
DOI 10.24412/2071-6141-2022-2-90-100. EDN GVHKZN.
Shapovalova I.S. (2023). Self-assessment of financial situation and social strat-egies of youth. Science. Culture. Society. Vol. 29. No. 3. P. 150-163. DOI: 10.19181/ nko.2023.29.3.9. EDN KVLEGK.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Шаповалова Инна Сергеевна

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.