Социальный маркетинг как технология здоровьесберегающих поведенческих практик
DOI: 10.22394/2071-2367-2022-17-1-71-85 EDN: YZJBKB
Ключевые слова:
старение населения, пожилые граждане, пенсия, активное долголетие, здоровьезбережениеАннотация
Цель – провести социологический анализ соцоциального маркетинга как технологии здоровьесберегающих поведенческих практик населения.
Представлен анализ данных, отражающих перспективы глобального демографического тренда, связанного со старением населения и увеличением доли пожилых граждан в структуре населения. Определены страны, социально-экономи-ческое развитие которых испытывает наибольшие сложности с позиции демографической нагрузки стареющего населения. Также представлены данные, отражающие динамику численности населения постпенсионного возраста в России.
Проанализированы особенности поведенческих практик пожилых граждан, ориентированных на потребление товаров и услуг, с учетом возрастной специфики. Определены, условия и возможности для формирования сегмента «серебряной экономики». Структурированы ограниче-ния для ее развития в Российской Феде-рации. В результате отмечено, что потребительское поведение и платеже-способный спрос российских граждан постпенсионного возраста негативным образом зависят от низкого уровня доходов и возможностей продолжения трудовой деятельности после выхода на пенсию.
Библиографические ссылки
Алексеенок А.А., Каира Ю.В., Михалев И.В., Гальцова А.Н., Колмого-ров Е.В. Дифференциация возможностей различных слоев населения ис-пользовать платные медицинские услуги как фактор социальной напря-женности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2021. – Т. 29. – №S1. – С.726–730.
Арстангалиева З.Ж., Чернышкова Е.В. Медико-социологическая оценка стратегий здоровьесбережения пожилых людей // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – Т.5. – № 4. – С.297–298.
Банникова Л.Н. Маркетинг как социальный процесс: содержание и структура: автореф. дис. … д-ра социол. наук. – Екатеринбург, 2008. – 39с.
Босенко Ю.Ф. Практический маркетинг в коммерческом банке // Практический маркетинг. – 1997. – № 6. – С. 3–4.
Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Ве-бер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.
Волкова О.А. Саморегуляция деятельности социально ориентиро-ванных некоммерческих организаций в контексте их государственного регулирования: амбивалентность развития гражданского общества // Труд и социальные отношения. – 2020. – Т. 31. – №2. – С. 195–196.
Воронина Л.И. Социальный маркетинг и социальное управление: теоретико-методологические аспекты // Вестник Челябинского государ-ственного университета. – 2008. – № 32. – С. 107–114.
Гульченко И.Г. Социальная сущность маркетинга // Вестник Москов-ского университета. Серия 18: Социология и политология. – 1996. – №2. –
С. 33–38.
Липай Т.П., Волкова О.А., Жиленкова О.А. Средства массовой ин-формации в формировании ценностей и стигм у старшеклассников // Социология образования. – 2015. – № 10. – С. 71–75.
Лопатина Н.В. Социология маркетинга. – М.: Академический про-ект, 2005. – 304с.
Матвеев Б.Г. Социология маркетинга. Методологические и методи-ческие аспекты: дис. ... канд. социол. наук. – М., 1999. – 189 c.
Реброва В.В. Социальная реклама как инструмент социального маркетинга и способ формирования положительного образа бренда // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2019. – Т. 9. –
№4 (40). – С. 148–152.
Силласте Г.Г. Экономическая социология. Гл. 15. Социология мар-кетинга. – М.: Гардарики, 2005. – 480 с.
Andreasen A.R. Marketing Social Change: Changing Behaviour to Pro-mote Health, Social Development, and the Environment. – San Francisco: Josey-Bass, 1995.
Cairns J.E., Rundle-Thiele S.R. Eating for the better: A social marketing review (2000–2012) Public Health Nutr. 2014; 17:1628–1639.
Kelly M.P., Barker M. Why is changing health-related behavior so diffi-cult? // Public Health. 2016; 136:109–116.
MacDonald L., Cairns G., Angus K., de Andrade M. Promotional com-munications for influenza vaccination: A systematic review. J Health Com-mun. 2013; 18:1523–1549.
McCormack B., Bryant C., Forthofer M., Perrin K., Quinn G., et al. Flori-da Cares for Women social marketing campaign: a case study // American Journal of Health Behavior. 2000. 24(1):44–52.
Mollborn S., Lawrence E., Saint Onge J. Contributions and Challenges in Health Lifestyles Research. Journal of Health and Social Behavior. 2021. Volume: 62 issue: 3, page(s): 388-403. -doi.org/10.1177/0022146521997813.
Xia Y., Deshpande S., Bonates T. Effectiveness of social marketing in-terventions to promote physical activity among adults: A systematic review.
J. Phys. Act. Health. 2016; 13:1263-1274.
Alekseenok, A.A., Kaira, Yu.V., Mihalev, I.V., Gal'cova, A.N., Kolmogo-
rov, E.V. (2021) Differenciaciya vozmozhnostej razlichnyh sloev naseleniya ispol'zovat' platnye medicinskie uslugi kak faktor social'noj napryazhennosti [Differentiation of opportunities of various segments of the population to use paid medical services as a factor of social tension] // Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny [Problems of social hygiene, healthcare and history of medicine]. – T. 29. – № S1. – P. 726-730. (In Russ.)
Arstangalieva, Z.ZH., CHernyshkova, E.V. (2015) Mediko-sociologicheskaya ocenka strategij zdorov'esberezheniya pozhilyh lyudej [Medico-sociological assessment of health-saving strategies of elderly peo-ple] // Byulleten' medicinskih internet-konferencij. – T.5. – №4. – P.297– 298.
(In Russ.)
Bannikova, L.N. (2008) Marketing kak social'nyj process: soderzhanie i struktura: avtoref. dis. … d-ra sociol. Nauk [Marketing as a social process: content and structure: abstract. dis. ... doctor of Social Sciences]. – Ekaterin-burg. – 39 p. (In Russ.)
Bosenko, YU.F. (1997) Prakticheskij marketing v kommercheskom banke [Practical marketing in a commercial bank] // Prakticheskij marketing [Practi-cal marketing]. – № 6. – P. 3-4. (In Russ.)
Veber, M. O nekotoryh kategoriyah ponimayushchej sociologii [About some categories of understanding sociology] // Veber M. Izbrannye pro-izvedeniya [Selected works]. – M.: Progress, 1990. (In Russ.)
Volkova, O.A. (2020) Samoregulyaciya deyatel'nosti social'no orientiro-vannyh nekommercheskih organizacij v kontekste ih gosudarstvennogo regu-lirovaniya: ambivalentnost' razvitiya grazhdanskogo obshchestva [Self-regulation of the activities of socially oriented non-profit organizations in the context of their state regulation: ambivalence of civil society develop-ment] // Trud i social'nye otnosheniya [Labor and social relations]. –
T. 31. – № 2. – P. 195-196. (In Russ.)
Voronina, L.I. (2008) Social'nyj marketing i social'noe upravlenie: te-oretiko-metodologicheskie aspekty [Social marketing and social manage-ment: theoretical and methodological aspects] // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. –
№ 32. – P. 107-114. (In Russ.)
Gul'chenko, I.G. (1996) Social'naya sushchnost' marketinga [The social essence of marketing] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Soci-ologiya i politologiya [Bulletin of the Moscow University. Series 18: Sociology and Political Science]. – № 2. – P. 33-38. (In Russ.)
Lipaj, T.P., Volkova, O.A., ZHilenkova, O.A. (2015) Sredstva massovoj in-formacii v formirovanii cennostej i stigm u starsheklassnikov [Mass media in the formation of values and stigmas among high school students] // Soci-ologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. – №10. – P.71-75. (In Russ.)
Lopatina, N.V. (2005) Sociologiya marketinga [Sociology of marketing]. – M.: Akademicheskij proekt, 2005. – 304 p. (In Russ.)
Matveev, B.G. (1999) Sociologiya marketinga. Metodologicheskie i metodicheskie aspekty: dis. ... kand. sociol. Nauk [Sociology of marketing. Methodological and methodological aspects: dis. ... cand. social sciences]. – M. – 189 p. (In Russ.)
Rebrova, V.V. (2019) Social'naya reklama kak instrument social'nogo marketinga i sposob formirovaniya polozhitel'nogo obraza brenda [Social advertising as a social marketing tool and a way of forming a positive brand image] // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humani-ties. Bulletin of the Financial University]. – T. 9. – № 4 (40). – P. 148-152. (In Russ.)
Sillaste G.G. (2005) Ekonomicheskaya sociologiya. Gl. 15. Sociologiya marketinga [Economic sociology. Chapter 15. Sociology of Marketing]. – M.: Gardariki. – 480 p. (In Russ.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Цветов Сергей Викторович

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.