Повышение экологичности грузового транспорта на основе учета конфликтов интересов заинтересованных сторон

DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-2-147-165 EDN: MEBIFN

Авторы

  • Каргинова-Губинова Валентина Владимировна Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук», Институт экономики

Ключевые слова:

водородные поезда, газовые поезда, электромобили, водородные автомобили, суда на метане, авиационное биотопливо

Аннотация

Цель данной работы заключается в определении текущего уровня экологичности грузоперевозок в России и, в частности, Республике Карелии и возникающих конфликтов интересов при экологизации транспортной сферы. Работа построена на данных статистических агентств, экспертиз различных видов грузового транспорта и результатов апробации транспортных моделей ранее проведённых исследований. Были использованы методы описательной статистики, нормативно-правовой и контент-анализ законодательных и стратегических документов, метод кейс-стади и картографический метод. В ходе работы определены распространённость различных видов грузоперевозок, их воздействие на окружающую среду, связанные с ними денежные и неденежные издержки. Осуществлена комплексная оценка направлений повышения экологических характеристик грузового транспорта и их влияния на изменение экономических и потребительских показателей. Показано, что пока на рынке отсутствует понимание, какое из направлений экологизации наиболее перспективно. Научной новизной характеризуется установление того, что улучшение экологических характеристик грузоперевозок приводит к трансформации их потребительской ценности и возникновению конфликтов экономических, экологических, а на ряде территорий и социальных интересов, и это существенно ограничивает переход компаний к построению устойчивых цепочек поставки. В наибольшей мере улучшение потребительских качеств происходит при экологизации железнодорожного транспорта, в отношении остальных видов снижаются пределы использования по времени и дальности. Потенциал ускорения перевозок водным транспортом без ухудшения его экологических характеристик существенно ограничен. Практическую ценность имеют выработанные рекомендации по повышению экологичности грузового транспорта и показанная необходимость учёта конфликтов интересов акторов для обеспечения эколого-экономической и социальной безопасности территорий.

Биография автора

Каргинова-Губинова Валентина Владимировна, Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук», Институт экономики

кандидат экономических наук

старший научный сотрудник

AuthorID: 818399

Библиографические ссылки

Бершадский В.Я. Экологическая безопасность железнодорожно-го транспорт и «зеленые» тепловозы // Транспорт Российской Феде-рации. – 2014. – № 3. – С. 16 – 19.

Каргинова-Губинова В.В. Человеческий капитал и окружающая среда как факторы устойчивого развития: приоритеты предприятий Карельской Арктики // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2022. – Т. 45. – № 2. – С. 1 – 20. DOI: 10.18799/26584956/2022/2/1157.

Лихачева Э.А., Некрасова Л.А., Чеснокова И.В. Ресурсные города в зоне многолетнемерзлых пород (Эколого-геоморфологические про-блемы и пути решения) // Научные ведомости Белгородского госу-дарственного университета. Серия: Естественные науки. – 2018. –

Т. 42. – № 4. – С. 497 – 506. DOI: 10.18413/2075-4671-2018-42-4-497-506.

Allen J., Browne M., CherrettVol. Investigating relationships between road freight transport, facility location, logistics management and urban form // Journal of Transport Geography. – 2012. – Vol. 24. – P. 45 – 57. DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2012.06.010.

Álvarez A. Energy Consumption and Emissions of High-Speed Trains // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Re-search Board. – 2010. – Vol. 2159. – № 1. – P. 27 – 35. DOI: 10.3141/2159-04.

Andra Luciana T., Gasparotti C., Rusu E. Green fuels — A new chal-lenge for marine industry // Energy Reports. – 2021. – Vol. 7. – № 3. – P. 127 – 132. DOI: https://doi.org/10.1016/j.egyr.2021.06.020.

Bai X., Hou Y., Yang D. Choose clean energy or green technology? Em-pirical evidence from global ships // Transportation Research Part E: Lo-gistics and Transportation Review. – 2021. – Vol. 151. – P. 1 – 17. DOI: 10.1016/j.tre.2021.102364.

Bask A., Rajahonka M. The role of environmental sustainability in the freight transport mode choice: A systematic literature review with focus on the EU // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. – 2017. – Vol. 47. – № 7. – P. 560 – 602. DOI: 10.1108/IJPDLM-03-2017-0127.

Belousov K. Corporate Social Responsibility and Sustainable Devel-opment of Modern Russian Companies As A Challenge of Business Globali-zation // SHS Web of Conferences. – 2020. – Vol. 74. – The 19th Interna-tional Scientific Conference Globalization and its Socio-Economic Conse-quences 2019 – Sustainability in the Global-Knowledge Economy. – P. 1 – 9. DOI: 10.1051/shsconf/20207406004.

Ehmke J.F., Campbell A.M., Thomas B.W. Vehicle routing to mini-mize time-dependent emissions in urban areas // European Journal of Op-erational Research. – 2016. – Vol. 251. – № 2. – P. 478 – 494. DOI: 10.1016/j.ejor.2015.11.034.

Fan Y.V., Klemeš J.J., Walmsley T.G., Perry S. Minimising energy consumption and environmental burden of freight transport using a novel graphical decision-making tool // Renewable and Sustainable Energy Re-views. – 2019. – Vol. 114. – P. 1 – 14. DOI: 10.1016/j.rser.2019.109335.

Galindo R.F., Cortez L.A.B., Franco T.T. Ternary Blends of Renewa-ble Fast Pyrolysis Bio‐Oil, Advanced Bioethanol, and Marine Gasoil as Po-tential Marine Biofuel // Chemical Engineering & Technology. – 2020. – Vol. 43. – № 8. – P. 1530 – 1537. DOI: 10.1002/ceat.202000082.

Jović M., Tijan E., Žgaljić D., Aksentijević S. Improving Maritime Transport Sustainability Using Blockchain-Based Information Exchange // Sustainability. – 2020. – Vol. 12. – № 21. – P. 1 – 19. DOI: 10.3390/su12218866.

Richnák P., Gubová K. Green and Reverse Logistics in Conditions of Sustainable Development in Enterprises in Slovakia // Sustainability. – 2021. – Vol. 13. – № 2. – P. 1 – 23. DOI: 10.3390/su13020581.

Sherbaz S., Duan W. Operational options for green ships // Journal of Marine Science and Application. – 2012. – Vol. 11. – № 3. – P. 335 – 340. DOI: 10.1007/s11804-012-1141-2.

Stelling P. Policy instruments for reducing CO2-emissions from the Swedish freight transport sector // Research in Transportation Business & Management. – 2014. – Vol. 12. – P. 47 – 54. DOI: 10.1016/j.rtbm.2014.08.004.

Tanzer S.E., Posada J., Geraedts S., Ramírez A. Lignocellulosic ma-rine biofuel: Technoeconomic and environmental assessment for produc-tion in Brazil and Sweden // Journal of Cleaner Production. – 2019. – Vol. 239. – P. 1 – 15. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.117845.

Tanzil A.H., Brandt K., Wolcott M., Zhang X., Garcia-Perez M. Strate-gic assessment of sustainable aviation fuel production technologies: Yield improvement and cost reduction opportunities // Biomass and Bioenergy. – 2021. – Vol. 145. – P. 1 – 14. DOI: 10.1016/j.biombioe.2020.105942.

Turpak S., Trushevsky V., Kuz’kin O., Gritcay S., Taran I. Improving The Efficiency Of Vehicle Operation And Its Environmental Friendliness Within The Controlled Crossings // Transport Problems. – 2021. – Vol. 16. – № 3. – P. 119 – 130. DOI: 10.21307/tp-2021-046.

Waygood E.O.D., Chatterton T., Avineri E. Comparing and present-ing city-level transportation CO2 emissions using GIS // Transportation Research Part D: Transport and Environment. – 2013. – Vol. 24. – P. 127 – 134. DOI: 10.1016/j.trd.2013.06.006.

Bershadskii, V. Ia. (2014) Ekologicheskaia bezopasnost' zheleznodorozhnogo transport i «zelenye» teplovozy [Environmental safe-ty of railway transport and «green» diesel locomotives] // Transport Ros-siiskoi Federatsii [Transport of the Russian Federation]. – № 3. – P. 16 – 19. (In Russ.)

Karginova-Gubinova, V. V. (2022) Chelovecheskii kapital i okru-zhaiushchaia sreda kak faktory ustoichivogo razvitiia: prioritety predpri-iatii Karel'skoi Arktiki [Human capital and environment as factors of sus-tainable development: priorities of enterprises in the Karelian Arctic] // Vektory blagopoluchiia: ekonomika i sotsium. – Vol. 45. – № 2. – P. 1 – 20. DOI: 10.18799/26584956/2022/2/1157. (In Russ.)

Likhacheva, E. A., Nekrasova, L. A., Chesnokova, I. V. (2018) Resursnye goroda v zone mnogoletnemerzlykh porod (Ekologo-geomorfologicheskie problemy i puti resheniia) [Resource cities in the permafrost zone (Ecological and geomorphological problems and solu-tions)] // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriia: Estestvennye nauki [Scientific Journals of the Belgorod State University. Series: Natural

Sciences]. – Vol. 42. – № 4. – P. 497 – 506. DOI: 10.18413/2075-4671-2018-42-4-497-506. (In Russ.)

Том 18 выпуск 2 2023

Опубликован

2023-04-30

Как цитировать

Каргинова-Губинова , В. В. (2023). Повышение экологичности грузового транспорта на основе учета конфликтов интересов заинтересованных сторон : DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-2-147-165 EDN: MEBIFN. Среднерусский вестник общественных наук, 18(2), 147–165. извлечено от https://orelvestnik.ru/index.php/srvon/article/view/142

Выпуск

Раздел

Экономика и управление