Изображение недоступно

Повышение экологичности грузового транспорта на основе учета конфликтов интересов заинтересованных сторон

 Автор: Каргинова-Губинова В.В.  Наименование: Среднерусский вестник общественных наук Том 18 №2 2023 год  DOI: https://doi.org/10.22394/2071-2367-2023-18-2-147-165    EDN : MEBIFN  Ключевые слова: aviation biofuelelectric carsgas trainshydrogen carshydrogen trainsmethane fueled shipsавиационное биотопливоводородные автомобиливодородные поездагазовые поездасуда на метанеэлектромобили |  Загрузить текст статьи    Читать статью
 Описание:

Цит.: Каргинова-Губинова В. В. Повышение экологичности грузового транспорта на основе учета конфликтов интересов заинтересованных сторон // Среднерусский вестник общественных наук. – 2023. – Том 18. – № 2. – С.147–165.

УДК 656.025.4; 338.47; 330.161

https://doi.org/10.22394/2071-2367-2023-18-2-147-165

EDN: MEBIFN

Аннотация: В связи с важностью качества окружающей среды для здоровья населения, сохранения биоразнообразия и обеспечения территориальной безопасности актуальной задачей становится оценка степени негативного воздействия на экологию различных сфер производственно-хозяйственной деятельности. Цель данной работы заключается в определении текущего уровня экологичности грузоперевозок в России и, в частности, Республике Карелии и возникающих конфликтов интересов при экологизации транспортной сферы. Работа построена на данных статистических агентств, экспертиз различных видов грузового транспорта и результатов апробации транспортных моделей ранее проведённых исследований. Были использованы методы описательной статистики, нормативно-правовой и контент-анализ законодательных и стратегических документов, метод кейс-стади и картографический метод. В ходе работы определены распространённость различных видов грузоперевозок, их воздействие на окружающую среду, связанные с ними денежные и неденежные издержки. Осуществлена комплексная оценка направлений повышения экологических характеристик грузового транспорта и их влияния на изменение экономических и потребительских показателей. Показано, что пока на рынке отсутствует понимание, какое из направлений экологизации наиболее перспективно. Научной новизной характеризуется установление того, что улучшение экологических характеристик грузоперевозок приводит к трансформации их потребительской ценности и возникновению конфликтов экономических, экологических, а на ряде территорий и социальных интересов, и это существенно ограничивает переход компаний к построению устойчивых цепочек поставки. В наибольшей мере улучшение потребительских качеств происходит при экологизации железнодорожного транспорта, в отношении остальных видов снижаются пределы использования по времени и дальности. Потенциал ускорения перевозок водным транспортом без ухудшения его экологических характеристик существенно ограничен. Практическую ценность имеют выработанные рекомендации по повышению экологичности грузового транспорта и показанная необходимость учёта конфликтов интересов акторов для обеспечения эколого-экономической и социальной безопасности территорий.

Ключевые слова: водородные поезда, газовые поезда, электромобили, водородные автомобили, суда на метане, авиационное биотопливо

Информация о финансировании: Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания КарНЦ РАН «Комплексное исследование и разработка основ управления устойчивым развитием северного и приграничного поясов России в контексте глобальных вызовов».

Информация об авторе: Каргинова-Губинова Валентина Владимировна, кандидат экономических наук, Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук», Институт экономики, старший научный сотрудник, адрес: 185030, Россия, г. Петрозаводск, пр. А. Невского, 50, е-mail: vkarginowa@yandex.ru, AuthorID: 818399

© Каргинова-Губинова В.В., 2023 г.

For citations: Karginova-Gubinova, V.V. (2023)  Increasing the environmental friendship of freight transport based on stakeholders’ conflicts of interest. Central Russian Journal of Social Sciences. Vol. 18. no. 2, pp.147–165(in Russ).

https://doi.org/10.22394/2071-2367-2023-18-2-147-165

EDN: MEBIFN

Abstract. The purpose of this study is to determine the current sustainability level of freight traffic in Russia and, in particular, in the Republic of Karelia and the emerging conflicts of interest in transport sector “greening”. This work is based on the data of statistical agencies, examinations of various types of freight transport and the results of approbation of transport models of previously conducted studies. There were used the methods of descriptive statistics, regulatory and content analysis of legislative and strategic documents, the case study method and cartographical method. In the course of work, there were determined the prevalence of various types of freight traffic, their impact on the environment and the monetary and non-monetary costs associated with them. It has been carried out a comprehensive assessment of the directions for improving the environmental characteristics of freight transport and their impact on changes in economic and consumer indicators. It is shown that for now there is no understanding on the market which of the directions of “greening” is advanced. The scientific novelty was the establishment that the improvement of the environmental characteristics of freight traffic leads to the transformation of their consumer value and the emergence of conflicts of economic, environmental, and in a number of territories, social interest, and this significantly limits the transition of companies to building sustainable supply chains. To the greatest extent the improvement of consumer qualities occurs with the railway transport “greening”, in respect of other types there are reduced the limits of use in time and range. The potential of transportation accelerating by water transport without compromising its environmental performance is significantly limited. The developed recommendations for improving the sustainability of freight transport and the shown need to take into account conflicts of interest of actors to ensure the environmental, economic and social security of territories are of practical value.

This article is prepared as a part of the state assignment by the Karelian Research Centre of RAS «Comprehensive Research and Development of the Fundamentals of Sustainable Development Management of the Northern and Border Zones of Russia in Global Challenges».

Keywords: hydrogen trains, gas trains, electric cars, hydrogen cars, methane fueled ships, aviation biofuel.

KARGINOVA-GUBINOVA V.V., Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher of the Institute of Economics of the Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Russian Federation, Petrozavodsk), e-mail: vkarginowa@yandex.ru

© KARGINOVA-GUBINOVA V.V., 2023 г.

Поделиться