Описание:

удк 323,2

Аннотация. Цель статьи представить результаты социологического исследования особенностей состояния муниципальной публичной политики (далее МПП) в столице Республики Карелия — Петрозаводске в разрезе предполагаемых или уже реализуемых муниципальных преобразований, что позволяет определить тенденции и перспективу реализации задуманной реформы местного самоуправления с учетом минимизации ее социальных последствий. За основу эмпирического исследования были взяты методы количественного сбора эмпирической информации на базе индексного подхода. Сложносоставная природа концепта муниципальной публичной политики позволяет судить об оптимальном соотношении политических и административных свойств государственной и муниципальной власти, сочетающих административное регулирование и использование форм общественного участия населения. В Петрозаводск, согласно интегральному индексу МПП, сложился разрывной и одновременно неконсолидированный тип МПП в силу отмены выборов глав муниципальных образований, нарастания директивных методов управления и утраты НКО-сообществом права законотворческой инициативы. Исследование показало, что разрывной тип МПП, а тем более неконсолидированный, утяжеляет ситуацию с проведением реформы МСУ, связанную с дефицитом репрезентации общественных интересов, упраздняемых сельских и городских поселений, их удаленности от центра принятия решений и тем самым повышает уровень социального напряжения. Только партнерский тип МПП способствует конструктивной реализации проводимых муниципальных преобразований, реализуя технологии межсекторного партнерства и развивая принципы общественного диалога, взаимного учета общественных ожиданий.

Ключевые слова: местное самоуправление; муниципальная публичная политика; тип муниципальной публичной политики; межсекторное партнерство; диалог; конструктивное взаимодействие; гражданское общество; муниципальные преобразования.

Финансирование: статья выполнена в рамках государственного задания ФНИСЦ  РАН No  123091900007-6 по теме «Муниципальная публичная политика в России-2023: возможности выстраивания местных партнерских институтов и механизмов в рамках единой публичной власти».

Сведения об авторе:

Никовская Лариса Игоревна1, доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела исследования социально-политических отношений (ИС ФНИСЦ РАН), е-mail: nikovsky@inbox.ru, eLibrary SPIN: 6715-5452, ResearcherId: C-5514-2019, ORCID 0000-0002-1160-5801, Scopus  8911366500.

Якимец Владимир Николаевич2, доктор социологических наук, кандидат технических наук, главный научный сотрудник ИППИ РАН, эксперт РАН, eLibrary SPIN-код: 5594-2585, https://orcid.org/0000-0003-4953-2932, e-mail: iakimets@mail.ru

1Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН), 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6, корпус 1,

2Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук (ИППИ РАН), Россия, г. Москва, пер. Большой Каретный, д. 19, стр. 1

Для цитирования: Никовская Л. И., Якимец В. Н. Особенности муниципальной публичной политики в Республике Карелия в контексте реформы местного самоуправления // Среднерусский вестник общественных наук. – 2025. – Том 20. – №2. – С. 11-23. EDN NEITYO

© Никовская Л. И., Якимец В. Н., 2025

 

Abstract. The purpose of the article is to present the results of a sociological study of the specifics of the state of municipal public policy (hereinafter MPP) in the capital of the Republic of Karelia, Petrozavodsk, in the context of proposed or already underway municipal transformations, which makes it possible to identify trends and prospects for the implementation of the planned reform of local government, taking into account the minimization of its social consequences. The empirical research was based on the methods of quantitative collection of empirical information based on the index approach. The complex nature of the concept of municipal public policy allows us to judge the optimal balance of political and administrative properties of state and municipal authorities, combining administrative regulation and the use of forms of public participation of the population. In Petrozavodsk, according to the MPP integral index, a discontinuous and at the same time unconsolidated type of MPP has developed due to the cancellation of the elections of heads of municipalities, the increase in directive management methods and the loss of the right of legislative initiative by the nonprofit community.

The study showed that the discontinuous type of MPP, and even more so the unconsolidated one, worsens the situation with the reform of local self-government institutions associated with a lack of representation of the public interests of rural and urban settlements being abolished, their remoteness from the decision-making center, and thereby increases the level of social tension. Only the partnership type of MPP contributes to the constructive implementation of ongoing municipal transformations by implementing technologies of intersectoral partnership and developing principles of public dialogue, mutual consideration of public expectations.

Keywords: local government; municipal public policy; type of municipal public policy; intersectoral partnership; dialogue; constructive interaction; civil society; municipal transformations

Funding: the article was carried out within the framework of the state task of the FNSC RAS No. 123091900007-6 on the topic «Municipal public policy in Russia-2023: opportunities for building local partner institutions and mechanisms within a single public authority.»

About the authors:

Larisa I. Nikovskaya1, Doctor of Social Sciences, Professor, Leading Researcher, е-mail: nikovsky@inbox.ru, eLibrary SPIN: 6715-5452, , ORCID 0000-0002-1160-5801, Researcher Id: C-5514-2019, Scopus: 8911366500.

Vladimir Ni. Yakimets2, Doctor of Sociological Sciences, Candidate of Technical Sciences, Chief Researcher, eLibrary SPIN-код: 5594-2585, https://orcid.org/0000-0003-4953-2932, e-mail: iakimets@mail.ru

1 Institute of Socio-Political Research — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS); 1, building, 6, Fotieva street, Moscow, Russia,

2 IPPI RAS, Russian Academy of National Economy and Public Administration; 19, bld. 1, Bolshoy Karetny per., Moscow, Russia

For citations: Nikovskaya, L. I., Yakimets, V. N. (2025) Peculiarities of municipal public policy in the Republic of Karelia in the context of local government reform. Central Russian Journal of Social Sciences, Vol.20, no. 2, P. 11-23. EDN NEITYO

© Nikovskaya L. I., Yakimets V. N., 2025

Поделиться