Цифровизация социально-экономической политики: возможности и риски в современной России
Автор: Леонова О.В. Наименование: Среднерусский вестник общественных наук Том 19 №6 2024 DOI: https://doi.org/10.22394/2071-2367-2024-19-6-35-71 EDN : LOSQHQ Ключевые слова: digital platforms | digital transformation | digitalization | ecosystem of public administration | socio-economic policy | социально-экономическая политика | цифровая трансформация | цифровизация | цифровые платформы | экосистема государственного управления |Цит.: Леонова О.В. Цифровизация социально-экономической политики: возможности и риски в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. – 2024. – Том 19. – № 6. – С. 35–71
УДК 330:004.891
https://doi.org/10.22394/2071-2367-2024-19-6-35-71
EDN: LOSQHQ
Аннотация. Цель – определить возможности и риски цифровизации социально-экономической политики.
Теоретический анализ зарубежной и российской литературы позволил оценить готовность и способность внедрения современных цифровых (программных) продуктов в экосистему государственного управления. На основе анализа цифровых систем и платформ «Госуслуги», «Гособлако», «Гостех», ЕГИССО, ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», ГИС «Работа в России» выявлены направления цифровой трансформации социальной сферы. Методом экспертных оценок выявлены причины и условия трансформационных процессов. Предмет исследования: процессы цифровизации социально-экономической политики в Российской Федерации.
Задачи исследования. Систематизировать барьеры и возможности цифровизации. Проанализировать показатели цифровой трансформации государственного сектора. Особое внимание уделено зарубежному и российскому опыт цифровизации анализируемой отраслевой политики, генерирующей позитивные изменения и расширяющей мультипликативные и кросс-отраслевые эффекты. Внедрение современных цифровых (программных) продуктов в экосистему социально-экономической политики позволяет обеспечить ее эффективность, прозрачность и доступность, повысить качество жизни и качество оказываемых социальных услуг. Триггеры и драйверы цифровизации в перспективе способствуют повышению национальной безопасности и устойчивости национального развития России. При этом положительный нарратив цифровизации нередко сталкивается с определенными барьерами в процессе реализации диджитал-проектов.
В результате автор предлагает классифицировать риски цифровизации: по сферам – этические, политические, экономические, социальные, репутационные, институциональные (целостность институтов); по оценке происходящего – объективные и субъективные; по уровню – международного характера, федеральные, региональные, местные; по особенностям условий происхождения – эндогенные и экзогенные. Представлены рекомендации для органов публичной власти. Указано, что внедрение цифровых решений в сферу социально-экономической политики требует взвешенного подхода, учитывая как их трансформирующий потенциал, так и риски. Требуется активное информирование граждан о цифровых (в том числе платформенных) решениях. Для этого следует привлекать лидеров общественного мнения, каналы коммуникации в соответствии с возвратными предпочтениями (мессенджеры, традиционные СМИ, социальная реклама и др.), семейные МФЦ, органы публичной власти и других акторов.
Ключевые слова: социально-экономическая политика, цифровизация, цифровая трансформация, цифровые платформы, экосистема государственного управления.
Информация о финансировании: данное исследование выполнено без внешнего финансирования.
Информация об авторе: Леонова Оксана Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, е-mail: oks980@rambler.ru, eLibrary SPIN: 7690-3272, AuthorID: 367141, ORCID 0000-0003-2621-1917, Scopus: 57203403178.
© Леонова О.В., 2024
For citations: Leonova, O. V. (2024) Digitalization of socio-economic policy: opportunities and risks in modern Russia. Central Russian Journal of Social Sciences. Volume 19, no.6, P.35-71
УДК 330:004.891
https://doi.org/10.22394/2071-2367-2024-19-6-35-71
EDN: LOSQHQ
Abstract. The purpose of the research is to determine the opportunities and risks of digitalization of socio-economic policy.
Theoretical analysis of foreign and Russian literature allowed us to assess the readiness and ability to implement modern digital (software) products in the public administration ecosystem. Based on the analysis of digital systems and platforms «Gosuslugi», «Gosoblako», «Gostech», EGISSO, GIS «Unified Centralized Digital Platform in the Social Sphere», GIS «Work in Russia», the directions of digital transformation of the social sphere were identified. The method of expert assessments was used to identify the causes and conditions of transformation processes. Subject of the research: digitalization processes of socio-economic policy in the Russian Federation.
Objectives of the research. To systematize the barriers and opportunities for digitalization. To analyze the indicators of digital transformation of the public sector. Particular attention is paid to foreign and Russian experience in digitalization of the analyzed sectoral policy, generating positive changes and expanding multiplier and cross-sectoral effects. The introduction of modern digital (software) products into the ecosystem of socio-economic policy allows us to ensure its effectiveness, transparency and accessibility, improve the quality of life and the quality of social services provided. Triggers and drivers of digitalization in the long term contribute to increasing national security and sustainability of national development of Russia. At the same time, the positive narrative of digitalization often faces certain barriers in the process of implementing digital projects.
As a result, the author proposes to classify the risks of digitalization: according to spheres — ethical, political, economic, social, reputational, institutional (integrity of institutions); according to the assessment of what is happening — objective and subjective; according to the level — international, federal, regional, local; according to the specific conditions of origin — endogenous and exogenous. Some recommendations are given for public authorities. It is indicated that the introduction of digital solutions in the sphere of socio-economic policy requires a balanced approach, taking into account both their transformative potential and risks. Active informing of citizens about digital (including platform) solutions is required. For doing this, it is necessary to involve opinion leaders, communication channels in accordance with return preferences (messengers, traditional media, social advertising, etc.), family MFCs, public authorities and other actors.
Keywords: socio-economic policy, digitalization, digital transformation, digital platforms, ecosystem of public administration
Funding information: This study was performed without external funding
About the author: Oksana V. Leonova, Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, е—mail: oks980@rambler.ru, ORCID 0000-0003-2621-1917, eLibrary SPIN: 7690-3272, AuthorID: 367141, Scopus: 57203403178.
© Leonova, O. V. (2024)